ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Как команды WRC готовятся к «четырёхдневному марафону» в Монте-Карло


Новый технический регламент и смена производителя шин сделали подготовку к сложному ралли Монте-Карло одной из самых требовательных команд чемпионата мира по ралли за последнее время. Никогда еще с момента появления автомобилей Rally1 в 2022 году WRC не претерпевал таких значительных изменений, что еще больше придавало командам важность как можно лучше выполнять свои предсоревновательные тесты в Монте.

Причина, по которой тестирование еще более важна, заключается в том, что в этом году автомобили Rally1 будут работать без гибридной силовой установки после того, как FIA решила удалить ключевой элемент оригинального пакета Rally1 2022 года. Это означает, что автомобили сбросили 87 килограммов и будут ездить с уменьшенным 35-миллиметровым воздухозаборником.

В результате они потеряют 130 лошадиных сил, но без дополнительного веса станут гораздо маневреннее. Теперь командам необходимо быстро понять, как их машины реагируют в определенных условиях, и в некоторых случаях выхлопные системы, распределительные валы и передаточные числа были модифицированы, чтобы приспособиться к отсутствию гибридного наддува.

Но, пожалуй, самым большим изменением в этом сезоне является внедрение управляемых шин Hankook, поскольку корейская компания дебютирует в высшем дивизионе ралли. Изучение того, как шины ведут себя на асфальте, гравии и снегу, составило большую часть планов тестов команды WRC.

Эти изменения побудили даже «Монте Мастера», девятикратного победителя соревнований Toyota Себастьяна Ожье, предположить, что экипажи WRC будут «менее подготовлены, чем когда-либо». Эту точку зрения разделяет руководитель отдела испытаний и разработок Hyundai Жорди Риба.

«Я выступаю в WRC уже 10 лет, и этот тест, вероятно, самый сложный из-за количества изменений», — рассказал Риба Motorsport.com. Мы совершили поездку на юг Франции, в 30 минутах от города-организатора ралли Монте-Карло, Гэпа, чтобы наблюдать, как готовятся команды.

Как команды WRC готовятся к «четырёхдневному марафону» в Монте-Карло

В преддверии сезона 2025 года все команды WRC столкнутся со значительными изменениями, в результате которых больший упор будет сделан на тестирование.

Фото: Hyundai Motorsport

«Машина та же, но правила сильно изменились», — добавляет Риба. «Машина легче, гибрида нет, и это могло бы облегчить нашу жизнь, но у нас смена производителя шин, что является дополнительной проблемой».

Как проходит тестирование в WRC?

Комментарии Ожье связаны с тем фактом, что тестирование в WRC крайне ограничено. Поэтому ошибка в настройке автомобиля на тестах может привести к ужасным результатам в ралли. Командам выделяется 21 день в году для проведения предсоревновательных тестов в Европе для подготовки к ралли, а одно дополнительное мероприятие в календаре в этом году означает, что для успешного выполнения тестовых программ потребуется еще больше усилий.

Помимо распределения тестирования, командам разрешено неограниченное тестирование на своих постоянных объектах. У Toyota и Hyundai есть гравийные базы в Финляндии, а у M-Sport есть доступ к гравийным дорогам возле завода в Камбрии. Но именно распределение дня тестов перед соревнованием необходимо использовать с умом, чтобы убедиться, что настройки автомобиля правильные и водители чувствуют себя комфортно в условиях, с которыми они столкнутся на конкретных ралли.

Логистика гораздо сложнее, чем тестирование в кольцевых гонках, где команда просто арендует постоянную гоночную трассу, чтобы гонять круг за кругом, собирая данные.

Ранее в этом месяце Hyundai прибыл на юг Франции, чтобы выбрать тестовые дороги, аналогичные этапам и условиям, на которых экипажи будут соревноваться в открытии сезона. Пилоты Тьерри Невиль, Отт Танак и Адриен Фурмо провели за рулем по одному дню на разных дорогах, чтобы собрать важную информацию для подготовки к ежегодному открытию WRC.

На бумаге это кажется простым, но на самом деле логистика гораздо сложнее, чем тестирование в кольцевых гонках, где команда просто арендует постоянную гоночную трассу, чтобы проезжать круг за кругом и собирать данные. В ралли нужно учитывать гораздо больше переменных.

Во-первых, необходимо выбрать дорогу общего пользования, имеющую сходство с митингом, а затем запросить у местных властей разрешение на закрытие дороги. Затем необходимо нанять маршалов, обычно из местного автоклуба, чтобы обеспечить безопасность окружающей среды для водителей, проходящих испытания, и для тех, кто живет в этом районе. Как же команде справиться с такой задачей?

«Поскольку ралли — это вид спорта, требующий уверенности, нам действительно нужно работать над тем, что вселяет в гонщика уверенность в том, что он может ехать быстрее», — объясняет Риба. «В кольцевых гонках они могут выполнять большое количество симуляций, но в ралли это во многом зависит от условий, так что это действительно может изменить нашу работу.

Еще до начала установки необходимо выполнить множество закулисных работ из-за логистических проблем, связанных с закрытием дорог для испытаний раллийных автомобилей.

Еще до начала установки необходимо выполнить множество закулисных работ из-за логистических проблем, связанных с закрытием дорог для испытаний раллийных автомобилей.

Фото: Hyundai Motorsport

«Обычно мы пытаемся усложнить себе жизнь, выбирая дороги, более сложные, чем реальные этапы. Обычно у нас есть библиотека дорог, и в зависимости от того, куда мы идем и что нам нужно, мы решаем, какую дорогу выбрать. Окончательное решение остается за водителем, который скажет, куда мы поедем.

«Нам всегда нужно разрешение местного мэра [to close a road] потому что это будет означать, что в тот день, когда мы проводим тестирование, у соседей по дороге возникнут некоторые трудности, поэтому нам обязательно нужно получить зеленый свет от местных властей. Но есть такие места, как здесь. [near Gap] где они привыкли к командам, приезжающим на тесты в Монте-Карло, поэтому они облегчают нам задачу».

После выбора дорог совместно с гонщиками в штаб-квартире команды в Альценау составляется план испытаний, чтобы решить, какие элементы и настройки будут тестироваться. Как только это будет реализовано, пора отправляться в путь.

Опять же, в отличие от кольцевых гонок, где команды обычно работают в постоянных гаражах, на большинстве раллийных тестов механики и инженеры работают в палатках, установленных на обочине дороги. Однако, когда компания Time Motorsport.com присоединилась к Hyundai, ей, к счастью, удалось захватить деревенскую мастерскую, расположенную на склоне горы.

Дни испытаний обычно начинаются с 8:30 утра и заканчиваются в 18:00, при этом выделенная дорога закрыта для публики и в течение всего периода выстроена в порядок. После того, как автомобиль будет выгружен из грузовика и механики завершат первоначальную настройку, водитель будет использовать первые два заезда, чтобы изучить дорогу, прежде чем можно будет приступить к серьезным поездкам.

В этот раз дорога была покрыта снегом и льдом – идеальная возможность понять, как обутый в Hankook i20 N Rally1 ведет себя в сложнейших условиях, ассоциирующихся с ралли Монте-Карло.

«За первые пару заездов водители знакомятся с дорогой и машиной, особенно если в последний раз они ехали по другому покрытию», — сказал Риба. «После этого можно действительно начинать, но они профессиональные водители, поэтому они очень быстро добираются до зоны, поэтому мы можем начать тестирование элементов с третьего заезда.

«Если тест пройдет хорошо, мы обычно можем проезжать более 200 километров в день, но, конечно, это также может зависеть от того, насколько длинна дорога, и если что-то пойдет не так или вам нужно внести большие изменения в машину. Вы можете потерять до 45 минут.

«Мы стараемся не останавливаться на обед, но организуем для водителей еду, когда мы совершаем более длительную поездку. Но иногда механики и инженеры просто перехватывают еду, пока находятся возле ноутбука, поэтому мы стараемся максимально использовать свое время».

Фурмо уже участвовал в ралли за Hyundai в условиях, аналогичных тем, с которыми ему придется столкнуться на Монте.

Фурмо уже участвовал в ралли за Hyundai в условиях, аналогичных тем, с которыми ему придется столкнуться на Монте.

Фото: Hyundai Motorsport

После серии заездов водитель вернется в импровизированный сервисный парк, чтобы механики могли внести изменения в машину, пока команда работает над своим планом испытаний. Выбор подходящей резины в нужное время, в часто меняющихся погодных условиях, может решить исход гонки в Монте-Карло. А поскольку в этом году шины для всех новые, сбор как можно большего количества данных о том, как работает каждый состав, как никогда важен.

«Тестирование всегда важно, но нам еще многое предстоит узнать и открыть», — рассказал Motorsport.com действующий чемпион мира Невиль. «Очевидно, что за один тестовый день невозможно сделать все. У меня были некоторые цели, которых я в основном достиг, и дальше мы пойдем и посмотрим, что произойдет. Но никто не может быть идеально подготовлен к Монте-Карло.

«Как обычно, в течение дня мы проехали много километров, потому что у нас было много пробегов и сравнений шин. Что касается шасси, то с самого начала я чувствовал себя в машине вполне комфортно, потому что эту машину мы знаем уже несколько лет.

«Монте-Карло — это большое приключение, и иногда ошибочно думать, что это спринт. Это четырехдневный марафон» Хорди Риба

«[The Hankook tyre] это новое, оно другое. Это, конечно, немного более остро, но мы работали над шинами и продолжим работать над ними в Монте-Карло. Мы должны работать вместе с производителем шин, чтобы сделать продукт еще сильнее».

Готов ли Hyundai к Монте-Карло?

По словам Рибы, трех тестовых дней для адаптации к шинам Hankook при подготовке к Монте-Карло «недостаточно», но команда удовлетворена информацией, собранной Невиллем, Танаком и Фурмо. Последний, подписавший контракт с M-Sport, уже дебютировал на Hyundai, выиграв в декабре 10-этапное ралли National Hivernal du Devoluy против соперника, в который входил Калле Рованпера из Toyota. Это также был полезный первый опыт использования Hankook на живых выступлениях для француза, который заявил, что чувствует себя «вполне комфортно».

Однако о работе, проделанной в ходе тестирования, в конечном итоге будут судить по часам, когда на следующей неделе начнутся действия в Монте-Карло.

«Я не полностью удовлетворен, но мы сделали все, что могли», — добавляет Риба. «Монте-Карло — это большое приключение, и иногда ошибочно думать, что это спринтерская гонка. Это четырехдневный марафон на льду и скользкой дороге. Я думаю, нам удалось получить посылку [ready] но будет ли это достаточно быстро, посмотрим.

«К тестовой неделе мы постарались подготовиться как можно лучше. Но трех дней недостаточно. В ралли мы увидим, кто подготовился лучше всех».

Принесет ли усердная подготовка Hyundai награду на Монте?

Принесет ли усердная подготовка Hyundai награду на Монте?

Фото: Hyundai Motorsport

В этой статье

Том Ховард

ВКР

Тьерри Невиль

Хендэ Моторспорт

Узнайте первыми и подпишитесь на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.



Ссылка на источник