ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Личный чемпионат России по мотогонкам на льду 2025

На 18-19 января 2025 года был запланирован четвёртый этап BAIC Личного чемпионата России по мотогонкам на льду. Местом проведения в календаре стал славный город Саранск. В прошлом году в это же примерно время соревнования в Саранске прошли с успехом, и зрители и гонщики остались довольны организацией.

Александр Серёгин
Главный редактор, Фотограф АСППА ИМАДЖЕС

В этот же раз все пошло не по плану. За неделю до старта национальных соревнований лёд на стадионе Старт в центре Саранска укатывали юниоры, соревнования которых не были отменены и прошли вполне благополучно. Но уже тогда состояние льда вызывало очевидные вопросы у гонщиков и представителей команд. Причина, по которой они возникали банальна – изумительно тёплая зима во всей центральной части России и даже более северных её регионах.

Температуры установились в январе плюсовые. Не стал исключением и Саранск, где всю неделю до гонки термометр показывал от минус пяти градусов до плюс одного градуса в конце недели. Может, конечно, наличие минусовой температуры ночью и давало определённые надежды на проведение гонок в выходные.

Однако, в итоге, запаса по льду не оказалось. Какова причина– неправильная заливка льда, или стремительное потепление, или возможно совокупность этих факторов – так и не ясно до сих пор. Но факт, о котором публично известно, комиссия МФР за несколько дней до старта соревнований признала стадион и его ледяное покрытие готовыми к соревнованиям.

Температура в Саранске к пятнице, когда должны были уже состоятся официальные тренировки перед гонкой, поднялась до отметки плюс один, два градуса. В связи с чем, тренировка была отменена, и гонщики не выехали на заснеженное кольцо стадиона Старт. Это был первый звоночек субботнего фиаско.

Не вдаваясь в детали последующих событий, стоит отметить, что некоторые гонщики (например Игорь Кононов), прибыли в Саранск еще в четверг. То есть уже в пятницу сами спортсмены (или некоторые из них) понимали, что соревнования с высокой степенью вероятности не состоятся. Это же понимали и организаторы из числа тех из них, кто знает нюансы управления гоночным мотоциклом на льду. Допустить, что все верили в чудо, конечно можно, но тогда это будет свидетельствовать об отсутствии необходимых компетенций у широкого круга лиц, причастных к гонкам на льду вообще.

Таким образом, очевидно, что вопрос об отмене этапа из-за состояния гоночного кольца и во взаимосвязи с погодными условиями нужно было решать в четверг-пятницу, а не в субботу, когда уже стадион был полон зрителями.

В субботу возникла конфузная ситуация, когда к 12 часам стадион заполнили болельщики, приехавшие из разных регионов нашей страны и их собралось достаточно много, гонщики заявили о том, что выходить на лёд не будут из-за опасных условий пилотирования мотоциклов и отсутствия «держака» из-за рыхлого снега и отсутствия льда как такового. Важно понимать, что это было закономерное и правильное решение спортсменов.

Мотогонки на льду наиболее травмоопасный мотоциклетный зимний вид спорта. В данном случае, на поверхности оставшегося льда происходило стремительное таяние верхних слоёв, которые превращали и так уже весьма подтаявший лёд в снежную кашу. В таких условиях, мотоцикл ведёт себя крайне несбалансированно и колесо ошипованное железными шипами не может иметь сцепления со льдом, соответственно мотоцикл начинает сносить (особенно его заднюю часть), и он теряет управление. А управления как такового в ледовом спидвее нет, то есть фактически ехать по гоночному кругу можно, но управлять в понимании спортивного пилотажа – нет. Если впереди идущий спортсмен упадёт, то тот, кто движется за ним на едва управляемом мотоцикле просто разрежет шипами упавшего, что с высокой долей вероятности приведёт к самым тяжёлым последствиям. Следовательно, решение гонщиков было правильным и соответствующим обстановке.

Тем не менее, непонятно, зачем тогда нужно было устраивать парад гонщиков и отправляться в боксы после него, чтобы просто не выходить на старт. Неужели было такой проблемой взять микрофон организатору и сообщить зрителям о сложившейся ситуации? По большому счёту, если организаторы не смогли об этом сообщить, то могли это сделать и представители команд, например Мега-Лады, или уфимской команды, но никто ничего не сделал для контакта с болельщиками. Это говорит о том, что в пелотоне российского чемпионата сейчас нет явного авторитетного спортсмена (или бывшего спортсмена), кто мог бы взять на себя эту серьёзную ответственность, да и с представителями чемпионата видимо тоже пока не всё ясно, по крайне мере никто не взял на себя такую ношу в Саранске (об этом сказал и комментатор на стадионе).

Впрочем, это все поправимые дела. Отмена проведения гонки в целом не сильно повлияла на настроения зрителей, хотя им и пришлось простоять более трёх часов на трибуне в ожидании какой-либо информации. Виноваты безусловно в сложившейся ситуации те, кто не смог подготовить стадион к проведению национальных соревнований, но по большому счёту всем участникам спорной ситуации следует сделать выводы и находить компромиссы, не ругаться между собой, а искать пути выходы, а главное не забывать, что их вид спорта существует как таковой, потому что за ним наблюдают болельщики и всячески поддерживают своих любимцев.

Например, спокойная отмена гонки в пятницу не мешала организаторам провести автограф сессии гонщиков на полчаса-час в субботу. Все бы остались довольны, но для этого должен быть авторитетный человек, кто будет грамотно коммуницировать между всеми участниками соревнований.

Описание этих не весёлых событий хочется завершить словами известного мультгероя: «Ребята, давайте жить дружно!». Не время и не место ругаться, а время сделать выводы, стать сильнее, признать ошибки и исправить их строго и планомерно.

В этот день не всё было так грустно, и вот почему. Как уже было сказано, зрители ждали три с лишним часа принятия какого-либо решения по соревнованиям. Но в этот период времени гонщиков кто-то всё же уговорил провести тестовую серию заездов. По итогу на льду в этот субботний день состоялись четыре полных заезда. По этой причине гонщики всё же немного, но порадовали своих болельщиков таким недолгим, но тем не мнее ярким выездом на ледовый стадион.

В целом было хорошо видно, как теряет контакт со снежным покрытием мотоцикл и насколько опасно его пилотировать в таких условиях. Лидер чемпионата, и он же действующий чемпион России Никита Богданов в вираже едва удержал свой мотоцикл фактически сделав неплохое скоростное сохранение. Не менее сложно было удерживать свои мотоциклы на снегу и другим гонщикам. По фотографиям, конечно, состояние гоночного кольца не выглядит удручающим, однако и фотографии могут быть обманчивы, как в данном случае, в реальности же риски действительно были сверхвысокими.

После четырёх заездов гонщики отправились в закрытый парк, откуда больше мотоциклы не показались в этот субботний день. Спустя несколько часов было объявлено об отмене гонки и ещё чуть позже пришёл пресс-релиз об отмене четвёртого этапа Личного чемпионата России по мотогонкам на льду сезона 2025 года.  

В дополнение хочется отметить ещё одну бросившуюся в глаза вещь. Внутри стадиона были расставлены баннеры с рекламой чемпионата, подписанные как Russian Speedway League. Всё конечно хорошо, но возникает вопрос, что это такое? Это официальное название Личного чемпионата России по мотогонкам на льду? Или это какая-то другая лига? И почему наименование лиги написано на иностранном английском языке, а не на русском? Будем надеется, что и этот момент организаторы чемпионата исправят уже в скором времени!

Следующий этап Личного чемпионата России должен пройти в г. Вятские Поляны 1-2 февраля, и по всей видимости рисков срыва этого этапа нет. Однако финал всего Чемпионата запланирован на 14-15 февраля в Красногорске Московской области, а тут нет ни снега, ни льда, ни искусственного ледового покрытия, что говорит о том, что уже пора задуматься о переносе финала в другой город. Будем надеяться, что организаторы гонок решат эти вопросы в кратчайшие сроки.