Сезон MotoGP 2025 года начнется через несколько недель. И хотя правила экономии затрат ограничивают разработку мотоциклов для большинства производителей мотоциклов, поставщики топлива наслаждаются возможностью добиться еще большей производительности во втором году эры возобновляемых видов топлива.
2024 год стал важным годом для участвующих топливных компаний, в том числе французского гиганта TotalEnergies. В соответствии с глобальным переходом к экологически чистым технологиям, новый мандат требует, чтобы мотоциклы MotoGP с первой гонки работали на 40% неископаемого (возобновляемого) топлива в баках.
Правила, которые также распространяются на Moto2 и Moto3, являются частью более масштабного плана по использованию в этих категориях 100% неископаемого топлива начиная с сезона 2027 года, но обсуждения по доработке правил все еще ведутся.
Изменение химического состава до такой степени может показаться простым на бумаге, но это оказалось большой проблемой для участвующих поставщиков топлива. Особенно учитывая, что MotoGP и WorldSBK являются открытыми топливными категориями, необходимо обеспечить соблюдение требований, оставаясь при этом впереди конкурентов.
Как объясняет технический менеджер TotalEnergies Motorsport Томас Фрич, подготовка к большому переходу не была быстрой задачей.
«Мы начали работать над разработкой топлива для MotoGP около трёх лет назад», — говорит Фрич. «Мы действительно вкладываем много энергии в исследование новых молекул к 2024 году.
«Самой большой проблемой, конечно, было найти подходящую возобновляемую молекулу. Один подходит для двигателей гоночных велосипедов. И когда вы думаете о новых молекулах, вам всегда нужно думать о запасах. Итак, учитывая все это, одним из наших самых больших достижений было то, что топливо было готово к первым гонкам 2024 года: Phillip Island для WorldSBK и Losail для MotoGP.
«Абсолютная надежность двигателя и уровень производительности также были большой частью удовлетворения».
Франческо Баньяйя, команда Ducati
Фото: Gold and Goose / Motorsport Images
Хотя доставка таких революционных продуктов на обширные стартовые решетки в надежном рабочем состоянии сама по себе была достижением, в течение сезона были достигнуты большие успехи, поскольку были получены отзывы и отточено топливо. Как Фрич вспоминает тот первый год?
«Было довольно сложно использовать 40% возобновляемого топлива как в MGP, так и в WSBK», — говорит он. «Но в целом мы довольны сезоном.
«Мы хорошо поработали и прекрасно сотрудничали с нашими партнерами. Отзывы команд были очень важны не только по производительности и расходу топлива, но и по мощности, которая может повлиять на управляемость мотоцикла».
На этом работа, конечно, не заканчивается. 2024 год стал только началом долгого пути технического развития, поскольку категории движутся к еще большим изменениям, которые произойдут в 2027 году.
«Мы не остановим разработку продукта только потому, что он соответствует текущим требованиям. Точно так же, как производитель пытается разработать мотоцикл, чтобы добиться максимальной производительности, мы делаем то же самое.
«Мы всегда пытаемся улучшить топливо. Поэтому научно-исследовательская работа будет продолжаться, гонка за гонкой, чтобы мы могли как можно быстрее добиться позитивных изменений».
Фрич говорит, что переход к возобновляемым источникам энергии не является своего рода ограничительным ручным тормозом и превратился в технически захватывающую и инновационную эпоху для него и его команды.
«Чтобы облегчить внедрение возобновляемых молекул, они немного расширили правила. Они открыли некоторые двери, которые были закрыты в течение многих лет, сняв некоторые ограничения, связанные с рецептурой топлива. Это кардинально изменило правила игры при разработке топлива. И это означало большой шаг с точки зрения наших технических формул».
Возможно, он захочет рассказать об этом немного больше?
«Я не буду говорить слишком много о технологии, потому что для двух чемпионатов по велосипедам в игру вступают секретные рецепты! Это не похоже на чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA (WEC) или Fanatec GT World Challenge, где мы являемся эксклюзивным поставщиком топлива и можем сообщать, что мы делаем. Здесь мы работаем исключительно с партнерами в конкурентной ситуации».
«Что я могу сказать, помимо того, что это на 40% не ископаемое, так это то, что это очень высокотехнологичная технология. Лучшее, что мы можем предложить!»
Строго говоря, это касается только MotoGP. Машины WorldSBK немного менее требовательны, а бюджеты менее экстравагантны.
«Конечно, MotoGP — это прототип двигателя, а WorldSBK — стандартный двигатель. Так что вам нужно быть более универсальным, когда дело касается WorldSBK. Вы также должны быть немного более осторожными с ценами на топливо.
«Таким образом, хотя топливо WorldSBK является результатом всех испытаний, которые мы проводили в MotoGP, это не совсем тот же продукт».
Топрак Разгатлиоглу, команда BMW Motorrad WorldSBK, Николо Булега, Aruba.It Racing – Ducati
Фото: Gold and Goose / Motorsport Images
Все немного более туманно, чем с Excellium Racing 100, 100% экологичным топливом, используемым на вышеупомянутых чемпионатах по спортивным автомобилям, которое, как мы знаем, производится в основном из отходов винодельческой промышленности. Но хотя мы не можем подробно рассказать о том, что лежит в основе секрета лучших гонок на велосипедах, Фрич уверяет нас, что поставщики топлива все еще могут получить большие выгоды с точки зрения как производительности, так и устойчивости.
Достижение этих результатов в первую очередь и предоставление их обычным мотоциклистам перед соревнованиями — основная причина, по которой TotalEnergies занимается велогонками.
«Нам нравится говорить, что трасса — это наша лаборатория. Это место, где можно провести проверку концепций топлива. И это более чем когда-либо касается новых правил MotoGP.
«То, что мы разработали, — это чистое гоночное топливо, но для нас основной ценностью является то, что оно применимо к дорогам и промышленности. Мы не хотим производить что-либо, что слишком далеко от повседневного топлива. Мы действительно верим в развитие по принципу «от пути к пути».
«Фактически, одни и те же люди в нашей компании разрабатывают гоночное топливо и топливо для дорожного применения. Это максимизирует передачу технологий, и это очень хорошо для наших клиентов, будь то в гонках или на дороге».
Хотя связь между гоночными трассами и дорожными технологиями редко оспаривается, а как насчет связи между разработкой гоночного топлива для велосипедов, а не для автомобилей? Или, точнее, различия?
«Мотоциклы очень интересны с технической точки зрения», — говорит Фрич. «Объемы небольшие, а двигатели очень качественные, поэтому можно производить топливо очень небольшими партиями. Вы можете использовать очень прототипные молекулы и формулы.
«При изготовлении топлива нужно анализировать все параметры. Вам необходимо иметь хорошее представление о двигателе — и, просто взглянув на него, вы увидите большую разницу между двигателем автомобиля и велосипедом.
«У велосипедов небольшая вместимость и очень высокие обороты, так что это совсем другое. Если я сравню, например, MotoGP с WEC, двигатель MotoGP вращается в два или три раза выше. Итак, когда дело доходит до топлива, вы смотрите на разные параметры.
«Вы смотрите на то, нужно ли вам максимизировать эффективность сгорания, скорость сгорания, детонацию двигателя и расход топлива. Существуют также разные потребности между спринтерскими гонками и гонками на выносливость. А еще у вас есть двигатели без наддува и с турбонаддувом.
«Может быть, уместнее провести сравнение с Ф1. Но даже по сравнению с Формулой-1 двигатель мотоцикла раскручивается намного выше. Мотоцикл безнаддувный, а F1 — турбонаддувный, а также гибридный. Вам не нужен крутящий момент в тот же момент.
«В конечном счете, все требования к топливу зависят от типа двигателя, его использования и целей».
Этот последний факт говорит вам все, что вам нужно знать о том, почему TotalEnergies охватывает такое разнообразие категорий автоспорта, как на двух, так и на четырех колесах. Для них нет лучшего способа открыть и разработать различные подходы к использованию топлива, более благоприятного для нашего климата и окружающей среды. И делайте это на максимально возможной скорости!
В этой статье
Общий
МотоГП
Мировой супербайк
Узнайте первыми и подпишитесь на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.
Subscribe to news alerts