ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Почему Формула-1 должна найти решение проблемы изношенных шин


Хотя Формула 1 продолжает добиваться хороших успехов в повышении своей устойчивости, одна из наиболее очевидных проблем, связанных с потерями, явно все еще требует решения.

Учитывая, что стремление снизить воздействие на окружающую среду направлено лишь на незначительные выгоды, а не на решение «серебряной пули», весьма примечательно, что в Формуле-1 в течение сезона остается так много неиспользованных шин.

Реальность этой ситуации раскрыта в информационном документе, который Pirelli разослала в четверг, с подробным описанием некоторых интересных статистических данных за сезон 2024 года, включая тот факт, что шины Формулы-1 в общей сложности преодолели расстояние в 334 942,175 километра за 65 534 круга.

Среди данных были спрятаны некоторые интересные цифры, связанные с количеством поставленных комплектов – и особенно тем, сколько из них вообще не было задействовано.

Pirelli сообщает, что в 2024 году компания поставила командам в общей сложности 8016 новых комплектов, которые были разделены на 6100 комплектов сликов и 1916 комплектов мокрой резины (1428 промежуточных и 488 мокрых). Из этого количества 2718 комплектов никогда не использовались – это около 34% от всего предложения.

Некоторые из них были дождевыми шинами, которые никогда не требовались, но было и немало сликов, которые также так и не увидели дневного света.

Почему Формула-1 должна найти решение проблемы изношенных шин

Средние шины Пирелли.

Фото: Эрик Юниус

В Pirelli говорят, что 935 комплектов сликов – чуть более 15% от общего количества, вывезенных на гонки – были установлены на диски и никогда не покидали гараж.

Более того, 948 комплектов сликов (15,5%) проехали всего за один-три круга и использовались либо только для квалификации, либо на практике в квалификационных симуляциях.

Количество полностью неиспользованных шин весьма поучительно, если рассматривать их в контексте того, что все эти шины фактически являются пустой тратой ресурсов по двум направлениям.

Во-первых, существует вопрос усилий и материалов с точки зрения производства, а затем необходимости уничтожения и переработки этих наборов.

Помимо этого, следует учитывать и транспортные соображения, поскольку на этой резине можно летать по всему миру бесплатно.

Неудивительно, что сама Pirelli отметила в своем документе: «Вопрос более эффективного использования шин во время гоночного уик-энда остается открытым».

Поиск решения

Проблема изношенных шин — это то, над чем Pirelli усиленно работает в последние годы, и к 2024 году уже были внесены улучшения.

Это стало возможным благодаря использованию политики «разобрать и подогнать» для экстремальных и промежуточных гонок, то есть шины, которые были установлены на одной гонке, можно было снять и переоборудовать для следующей. Это означало, что в прошлом году нужно было произвести примерно на 3500 шин меньше, чем в 2023 году.

Тележка с шинами Pirelli

Тележка с шинами Pirelli

Фото: Лайонел Нг / Motorsport Images

Реальность означает, что Формула-1 не сможет когда-либо оказаться в ситуации, когда не будет израсходованных шин, но очевидно, что можно сделать больше.

Что касается дождевых шин, можно было бы рассмотреть возможность перевода F1 на использование только одного типа мокрых шин.

В Формуле-1 сейчас совершенно очевидно, что текущая динамика производительности интера и экстрима запускает сценарий, в котором происходит много потерь.

Экстрим предназначен для решения проблем аквапланирования в очень плохих условиях – но шина используется так редко, потому что, выбрасывая столько воды вместе с диффузором, автомобили никогда не ездят в такую ​​ужасную погоду.

Данные Pirelli за 2024 год подчеркивают эту проблему. Промежуточные уровни использовались в общей сложности на 5,84% всей дистанции, пройденной командами; крайний уровень составил всего 0,57%.

Наличие одной мокрой шины, способной справиться с различными условиями: от сырости до точки, когда автомобили больше не участвуют в гонках, было бы легкой победой для сокращения производства шин. Что касается гладкости, то неизбежно, что некоторые наборы будут использоваться только на протяжении трех кругов или около того из-за квалификации.

Комплекты шин Pirelli Medium и Hard, используемые McLaren

Комплекты шин Pirelli Medium и Hard, используемые McLaren

Фото: Марк Саттон / Motorsport Images

Тем не менее, полного сокращения количества неиспользованных шин можно добиться с помощью различных спортивных правил, возможно, заставив команды использовать определенные составы шин в определенных сессиях.

Формула-1 опробовала альтернативное распределение шин (ATA) на двух гонках в 2023 году, сократив количество комплектов шин, предоставляемых каждому гонщику, с 13 до 11. Правила обязывали гонщиков использовать жесткие шины в первом квартале, средние во втором квартале и мягкие в третьем квартале.

Но эта идея не получила необходимой поддержки со стороны команд, чтобы стать нормой с начала этого года. Были опасения, что ATA слишком сильно ограничивает бег на тренировках и дает преимущество самым быстрым командам, которые лучше справлялись с более сложными составами в квалификации.

Принятие ATA было исключено, и с тех пор идея сокращения распределения выпала из поля зрения.

В Pirelli посчитали, что это упущенная возможность. Как сказал тогда глава Формулы-1 и автогонок Марио Изола: «Решение отказаться от этого формата для меня было неправильным.

«Я считаю, что если направлением на будущее является сокращение выбросов углекислого газа чемпионатом, мы должны смириться с тем, что что-то потеряем».

И, как показывают последние цифры Pirelli, эта тема определенно требует нового внимания.

Читайте также:

В этой статье

Узнайте первыми и подпишитесь на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.



Ссылка на источник