ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Как Aston Martin изменил свой сезон и стал настоящим претендентом на WEC и IMSA


Руководитель команды Heart of Racing Ян Джеймс еще в начале года высказал идею о том, что гиперкар Aston Martin Valkyrie Le Mans займет подиум еще до окончания своего первого сезона.

«Было бы неплохо», — сказал он. Это выглядело не очень реалистично в первой половине параллельных кампаний THOR с машиной на чемпионате мира по гонкам на выносливость и чемпионате IMSA SportsCar Championship. Но добиться этого команде и машине, которую некоторые поспешили списать со счетов, удалось в финальном этапе последней серии на Роуд Атланта в начале этого месяца.

Более того, второе место Росса Ганна, Романа Де Анжелиса и Алекса Рибераса на 10-часовой гонке в Пти-Ле-Мане не было ни вспышкой, ни результатом какого-то счастливого случая или стратегической игры в суровых условиях североамериканских гонок спортивных автомобилей. Второе место, отставшее всего на пять секунд от победившего Cadillac Action Express Racing, последовало за улучшением формы в WEC.

Valkyrie показала свой лучший результат в чемпионате мира в Фудзи в сентябре, заняв пятое место на машине под номером 009, которую делили Риберас и Марко Соренсен, и имела хотя бы намек на подиум.

Это было в пределах пары десятых от скорости на Фудзи, как и сестра № 007 Гарри Тинкнелла и Тома Гэмбла тремя неделями ранее во влажных условиях в Остине. Они искали что-нибудь из серебра, пока не возникла техническая проблема.

Затем, на повороте дороги Атланта, «Валькирия» оказалась прямо там. В течение последних четырех часов гонки, проходившей в условиях зеленого флага и без помех со стороны машины безопасности, Aston был одной из самых быстрых машин, если не самой быстрой. Посчитав лучшие 25 кругов, он в среднем оказался медленнее лишь Action Express Caddy V-Series.R LMdh, разделённого Джеком Эйткеном, Эрлом Бамбером и Фредериком Вести, причём всего на пару сотых. Увеличьте выборку, и Aston станет более быстрой машиной.

Как Aston Martin изменил свой сезон и стал настоящим претендентом на WEC и IMSA

Маленький подиум Ле-Мана

Фото: Майкл Л. Левитт / Lumen через Getty Images

Назвать это резким поворотом событий для Aston было бы неправильно. Не забывайте, что Соренсен получил номер 009 в первом этапе квалификации Hyperpole в квалификации 15 лучших автомобилей на гонке «24 часа Ле-Мана» в июне, а также шестое место в одиночном заезде IMSA на Road America в начале августа. Но восходящая траектория выступлений «Валькирии» усилилась после летнего перерыва в WEC после раунда Интерлагоса в начале июля.

Это стало ясно во время свободных тренировок в Остине, которые возобновились в начале сентября. По крайней мере, один из Astons входил в шестерку лучших в каждой из трех сессий, а затем Соренсен поместил #009 в Hyperpole как 10 самых быстрых машин в начальной квалификации.

Тинкнелл не был сильно удивлен, утверждает он, потому что «знал, что будет» на втором этапе WEC 2025 года, который начнется в Техасе. «У нас было много электронных обновлений, и именно здесь мы получили выгоду», — объяснил он. «У нас было свободное время, и мы смогли усовершенствовать работу всех систем, от которых так зависят эти автомобили, включая электронную тормозную систему, контроль тяги и то, как они все работают вместе. На этих автомобилях так много инструментов для управления. С программой первого года всегда есть много легко висящих плодов».

Aston и THOR собирают этот плод после смены фокуса после Ле-Мана. Обе «Валькирии» добрались до финиша французского эндуро без каких-либо проблем: ни одну машину не завезли в пит-бокс, а крышка двигателя так и не оторвалась. Это доказало долговечность автомобиля, прошедшего одиночный тест на выносливость перед гонкой, дополнительные 12 часов пробега на автомобиле IMSA через пару дней после завершения 12-часовой гонки Себринга.

«Мы участвовали в гонках в Себринге, а затем продолжили гонку на этой машине, чтобы максимально усложнить ей понимание того, где мы находимся с точки зрения долговечности», — объясняет Адам Картер, руководитель отдела автоспорта на выносливость в Aston Martin.

«У нас были хорошие результаты, но это не совсем то же самое, что в Ле-Мане. Динамические нагрузки на шасси не такие высокие, и вы не управляете автомобилем на таких стабильно высоких скоростях по прямой. Это накладывает разные режимы нагрузки на двигатель, коробку передач, ступичные подшипники».

#009 Aston Martin Thor Team Aston Martin Valkyrie: Алекс Риберас, Марко Соренсен, Роман Де Анджелис

#009 Aston Martin Thor Team Aston Martin Valkyrie: Алекс Риберас, Марко Соренсен, Роман Де Анджелис

Фото: Ренье Эрхардт

«Ле-Ман был хорошей галочкой, хотя мы не почиваем на лаврах, потому что мы видели, как некоторые великие команды терпели неудачу на последнем круге Ле-Мана. Но мы могли бы сказать, что теперь у нас есть выносливость, но мы не были в том темпе, который нам нужен. Ваши ресурсы развития всегда сбалансированы между надежностью и производительностью, и это позволило нам сместить акцент в сторону элемента производительности».

Картер расширяет свою точку зрения: «В этом году всегда планировалось построить программу. Это совершенно новая организация, поэтому мы знали, что перед Ле-Маном нам нужно было заставить всех работать вместе должным образом, работать над хореографией, если хотите. Можно сказать, что мы участвовали в гонках, продолжая создавать двигатель — пока двигатель работал! Мало того, что машина доказала свою надежность в Ле-Мане, но мы показали себя как организация. Это дало нам прочную основу для такого переключения фокуса».

Наличие надежного автомобиля также играет важную роль в процессе обучения в современном мире, управляемом данными. Aston и THOR вернулись из Ле-Мана с большим количеством информации. Пилоты двух машин, Ганн, составлявший полностью британский состав под номером 007, и Де Анжелис, присоединившийся к Соренсену и Риберасу под номером 009, упорно боролись на протяжении всех 24 часов. Поступать иначе не имело смысла.

«Наш менталитет заключался в том, чтобы выбросить его на бордюры, резко проехать и посмотреть, что произойдет», — сказал Тинкнелл. «Вы не многому научитесь, пытаясь довести машину до конца 24-часовой гонки».

Переключение внимания с надежности на производительность в середине сезона объясняет, почему Aston не планирует никаких обновлений Evo Joker на 2026 год. Это, по словам Картера, противоречило бы срокам разработки Valkyrie. «Мы бы поработали над любым джокером, прежде чем поняли, какая у нас машина и в каком направлении мы хотим развиваться», — объясняет он.

Теперь Valkyrie выглядит более гибкой гоночной машиной, чем в начале сезона. Это улучшение заключалось в использовании всех электронных инструментов, доступных Aston, хотя Картер не вдается в подробности и избегает специфики. «Мы работали над всеми доступными системами управления шасси, которые могут влиять на баланс автомобиля от торможения и входа в поворот, от середины поворота до выхода, на всех этапах поворота», — сказал он.

#007 Aston Martin Thor Team Aston Martin Valkyrie: Гарри Тинкнелл, Том Гэмбл

#007 Aston Martin Thor Team Aston Martin Valkyrie: Гарри Тинкнелл, Том Гэмбл

Фото: FIAWEC — DPPI

Valkyrie также работает на мокрой дороге. В преддверии гонки в Остине Тинкнелл не был уверен в потенциальных результатах. «Если будет мокро, — сказал водитель, который почти не пробовал машину на чем-либо, кроме сухой трассы, — нам придется сделать все возможное». Но его лучшее могло привести к подиуму: Тинкнелл обогнал Peugeot 9X8 2024 LMH № 94 и оторвался от него, который все же завоевал трофей за третье место, прежде чем возникла проблема с двигателем, вызванная засорением радиаторов гусениц. «Приятно знать, что машина быстра на мокрой дороге», — сказал он после гонки.

Темп, который «Валькирия» показала в своих последних трех выступлениях, является хорошим предзнаменованием на будущее, поскольку Aston и THOR завершат свой первый сезон на «8 часах Бахрейна» 8 ноября. Однако есть очевидное предостережение: баланс производительности. Aston участвовал в соревнованиях IMSA и WEC с минимальным весом и максимальной мощностью. Это должно было иметь какое-то значение для выступления в Атланте.

Длина гоночной трассы Michelin Raceway Road Atlanta, если дать ей полное название в наши дни, составляет всего 2,54 мили, и в начале гонки на ней собралось 53 автомобиля. Место узкое и извилистое, местами с единственной гоночной трассой и длинной прямой спиной. Вероятно, не случайно еще одна до сих пор непокорная машина также сыграла главную роль в затянувшемся периоде догона зеленого флага до конца гонки. Lamborghini SC63 LMDh, который летал в руках Ромена Грожана на заключительном этапе пути к четвертому месту, мчался с тем же весом и мощностью, что и Aston.

Если Aston действительно совершил поворот, чего он сможет добиться в следующем году в WEC и IMSA? Тинкнелл указывает на шаги, которые другие производители предприняли с первого по второй год. Porsche является лучшим примером: скачок, который он совершил, привел его к чемпионскому успеху на обеих аренах. Картер явно не будет настолько смелым, чтобы предсказывать, что Астон последует его примеру; скорее он говорит о продолжении обучения и развитии того, чего он достиг в конце этого года.

«Подиум в Атланте стал отличным результатом для программы», — сказал он. «В этом году за подиум на разных гонках боролись разные производители. Мы хотим иметь одинаковые возможности — мы хотим соревноваться».

Читайте также:

Нам нужно ваше мнение!

Что бы вы хотели видеть на Motorsport.com?

Пройдите наш 5-минутный опрос.

— Команда Motorsport.com



Ссылка на источник