Впервые с момента включения в календарь Формулы-1 в 2023 году Гран-при Лас-Вегаса в пятницу пострадал от дождя во время третьей тренировки и квалификации.
Обычное квалификационное упражнение по балансированию риска и вознаграждения превратилось в тонкий танец острых ощущений и трепета на высокоскоростных улицах Лас-Вегас-Стрип и окружающих его освещенных неоновым светом проспектах.
После того, как Ландо Норрис завоевал жизненно важный поул, чтобы еще больше повысить свои шансы на титул, его коллега Пьер Гасли сказал: «Не думаю, что я усну сегодня вечером с тем количеством адреналина, которое у меня еще есть. Это сумасшедшие условия. Уровень сцепления был настолько низким».
Вы знаете, что все обстоит сомнительно, когда даже мастер влажной погоды Макс Ферстаппен, обычно не прочь немного бравады, почувствовал, что уровень сцепления слишком низкий, чтобы доставлять удовольствие. «Там было очень, очень скользко. На сухой дороге уже скользко, но на мокрой – да, это не весело, я могу вам это сказать. Я имею в виду, я люблю ездить по мокрой дороге, но я бы сказал, что для меня это слишком много».
Нико Хюлкенберг порадовал репортеров забавным анекдотом о том, как Карлос Сайнс покинул боксы в первом квартале на промежуточных трассах, но вместо этого осторожно примерил трассу на полностью дождевой трассе. «Я сказал, что единственный способ выйти на улицу — это полностью мокрый», — сказал ветеран Sauber. «Карлос вышел на интер впереди меня и отправил его на круг. Я подумал: черт возьми! Удивлен, что он не потерял машину. Черт!»
Карлос Сайнс, Уильямс
Фото: Сэм Бэгналл / Sutton Images через Getty Images
Олли Бирман из Haas назвал уровни сцепления «худшими, которые я когда-либо испытывал в своей жизни, в картинге, F3, F2… что угодно», с чем согласились мои коллеги-новички. Многие водители-ветераны, такие как Джордж Рассел, считали, что награда по-прежнему принадлежит печально известному Гран-при Турции 2020 года, когда ремонт трассы превратил Стамбульский парк в ледовый каток.
Но мнения разделились по поводу того, была ли квалификация веселым или нервным опытом – эти два понятия не обязательно являются взаимоисключающими. В то время как некоторые водители боялись или ненавидели условия Лас-Вегаса, другие преуспели в уникальных обстоятельствах. Не более, чем новичок Исак Хаджар, единственной проблемой которого был желтый флаг, который сорвал борьбу за место в пятерке лучших. «Мне никогда не приходилось по-настоящему пробовать себя под дождем на машине Формулы-1, поэтому сегодня это был первый раз, и, честно говоря, мне это очень понравилось», — сказал Хаджар. «Особенно на мокрой дороге, это было очень весело».
Идеальный шторм
Но это не первая квалификационная сессия на мокрой уличной трассе, так почему же поездка в Лас-Вегасе оказалась такой захватывающей?
Одним из важнейших факторов является расположение трассы Вегаса: сочетание медленных поворотов, часто под углом 90 градусов, с длинными прямыми, включая длинную милю по знаменитому Стрипу.
Из-за небольших боковых нагрузок такая компоновка делает практически невозможным удержание шин в правильном рабочем окне, а холодные ноябрьские условия еще больше затрудняют доведение резины Pirelli до температуры, не говоря уже о том, чтобы держать их там. Это сделало подготовку шин еще более важной, чем обычно, при движении по пробкам на выездном круге: на тренировке в четверг водители экспериментировали с двойными прогревочными кругами.
Есть некоторые предположения, что покрытие трассы, предназначенное для движения дорожных автомобилей, а не техники Формулы-1, является фактором, способствующим этому, но Эстебан Окон из Haas не слишком в этом уверен.
«Нет, какое бы асфальт вы ни положили, всегда будет сложно. Здесь нет поворотов, поэтому мы не нагреваем шины. В этом проблема. У вас есть около 15-20 секунд от одного поворота до другого, так как же вы генерируете тепло? Очевидно, асфальт очень гладкий, но нам не нужен грубый асфальт, который будет волнистым и убьет нашу спину в гонке».
Эстебан Окон, команда Haas F1
Фото: Сэм Бэгналл / Sutton Images через Getty Images
Сама трасса была обновлена перед первой гонкой 2023 года, и, как отметил на брифинге для пилотов гоночный директор FIA Руи Маркес, руководящий орган потратил много времени на кропотливое удаление как можно большего количества белых линий.
Но с чем FIA ничего не может поделать, так это с тем, что подавляющее большинство трассы, включая Стрип и зону торможения на 14-м повороте, которая застала врасплох многих водителей, каждую ночь вновь открывается для публики. Гонка проходит по артерии Лас-Вегаса, поэтому доступность дорожного движения до и после гонок является абсолютной необходимостью, чтобы гонка не вызвала у местных жителей еще большего беспокойства, чем это уже происходит.
Это значит, что по нему проезжают тысячи машин, загрязняя его маслом и другим мусором. На сухой дороге это означает, что большая часть обычной эволюции трассы типичной уличной трассы отменяется. На мокрой дороге эти жирные пятна действительно становятся большой проблемой.
«Мы знаем, что трасса будет открыта каждый день, поэтому происходит своего рода перезагрузка по сравнению с другими трассами, которые остаются закрытыми», — объяснил в четверг руководитель Pirelli F1 Марио Изола. «Когда мы пришли сюда в среду, поверхность была жирной».
Влажные и холодные условия, трасса с низкой прижимной силой и скользкие дороги общего пользования – Лас-Вегас создал идеальный шторм для одного из самых сложных и захватывающих квалификационных зрелищ, от которого трудно было отвести взгляд.
Но если и был один сюрприз, так это то, насколько плавным был ход. За исключением нескольких выездов за пределы трассы, когда водители запирались или углублялись в зоны схода, сессия прошла без перерывов. Единственным гонщиком, который серьезно коснулся стены, был Алекс Албон, но когда он врезался в барьер на выходе из предпоследнего поворота, внимательный гонщик Williams смог выехать на пит-лейн на трех колесах, чтобы избежать красного флага.
«Честно говоря, я был удивлен, что инцидентов было не так много», — сказал Ферстаппен. «Значит, все вели себя вполне хорошо или напуганы!»
Пьер Гасли, Alpine
Фото: Гвидо Де Бортоли
Гасли добавил: «Очень впечатляет, что ни у кого на самом деле не было [crash]. Вероятно, это была одна из самых сложных сессий, которые я провел в Формуле 1 вместе с Бразилией в прошлом году. Обычно вы просто знаете, что красный флаг приближается с самого начала.
«Для меня единственное объяснение заключается в том, что это просто показывает, что уровень в сетке в данный момент очень высок».
Дополнительный репортаж Рональда Вординга
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





