Руководящий орган подтвердил в своем заявлении, что не будет немедленных изменений в рекомендациях по стандартам вождения на последних двух этапах чемпионата. Список рекомендаций стюардам FIA пока останется прежним.
Долгожданная встреча состоялась на трассе Лосаил в четверг вечером перед Гран-при Катара. Как и ожидалось, дискуссия сосредоточилась вокруг руководящих принципов по стандартам вождения, которые вызвали много споров в этом сезоне – особенно после нескольких спорных решений.
Рекомендации по стандартам вождения были введены в 2022 году с целью достижения большей последовательности в управлении. Ранее в этом году это было обнародовано, чтобы повысить прозрачность и помочь болельщикам лучше понять принципы, лежащие в основе решений стюардов.
Однако водители часто критиковали документ и его реализацию. Хотя руководящие принципы являются не правилами, а ориентирами для стюардов, многие считают, что на практике решения принимаются строго в соответствии с письменными определениями, а не в соответствии с реальной гоночной физикой и практикой, что приводит к результатам, которые, по их мнению, не соответствуют инциденту.
«Сегодня мы действительно придерживаемся запланированного», — заявил перед встречей представитель Ferrari Шарль Леклер. «И это мешает иногда иметь здравый смысл в конкретных ситуациях».
Какие инциденты обсуждались?
Заявление FIA не вдавалось в подробности, но давало представление о том, что было рассмотрено в ходе «откровенного, открытого и коллегиального» обсуждения. Были рассмотрены пять инцидентов этого сезона, самым последним из которых стало столкновение на «Интерлагосе» между Андреа Кими Антонелли, Оскаром Пиастри и Леклерком. 10-секундный штраф Пиастри, наложенный во время гонки, многие гонщики сочли неоправданным, хотя стюарды указали, что он соответствует правилам.
Ландо Норрис, McLaren, Оскар Пиастри, McLaren, Андреа Кими Антонелли, Mercedes
Фото: Энди Хоун/LAT Images через Getty Images
Обсуждались также два других инцидента, приведших к авариям. Одним из них было столкновение Карлоса Сайнса и Лиама Лоусона в Зандворте, за которое Сайнс получил 10-секундный штраф, который Уильямс позже отменил в знак протеста. Вторым было столкновение в Монце с участием Оливера Бирмана и Сайнса, за которое Бирман был оштрафован.
Оба инцидента подчеркнули обеспокоенность тем, что слишком жесткое применение правил может привести к принятию решений, которые водители сочтут неправильными, поскольку большая часть документа посвящена позиционированию автомобиля при въезде в поворот относительно конкурента. Одна из основных критических замечаний заключается в том, что руководящие принципы фактически побуждают водителей «гнаться до вершины» только для того, чтобы оказаться на правильной стороне формулировки.
Еще два случая были связаны с ограничениями путей. Группа рассмотрела инцидент между Леклерком и Максом Ферстаппеном в Мексике, касавшийся «покидания трассы и получения длительного преимущества», а также инцидент в Остине между Ландо Норрисом и Леклерком, обсуждая, следует ли считать выезд с трассы во время попытки обгона нарушением.
Какие были выводы?
Пока нет четкого плана того, как можно изменить руководящие принципы. В FIA подчеркнули, что «данные за последние три сезона» показывают, что правила «способствовали большей последовательности» в работе стюардов, что подтверждается подробным анализом команд. В нем также отметили, что текущая версия документа «была рассмотрена и согласована с GPDA», подчеркнув, что сами водители участвовали в процессе разработки документа, который они сейчас часто критикуют.
Карлос Сайнс, Williams FW47 и Оливер Бирман, Haas F1 VF-25
Фото: Джо Портлок / LAT Images через Getty Images
FIA перечислила четыре основных вывода. Одним из них было «явное предпочтение» стюардам откладывать определенные решения – когда не все важные элементы доступны – до окончания гонки, чтобы они могли услышать мнение гонщиков. Этот вопрос поднял Сайнс после Зандворта.
Еще одним выводом стало общее мнение о том, что руководящие принципы не могут охватить все сценарии, что подчеркивает важность присутствия опытного водителя-стюарда в каждой группе. Несмотря на то, что несколько гонщиков призвали назначить постоянных стюардов, FIA не уточнила, обсуждался ли этот вопрос.
Хотя президент FIA и GPDA в прошлом демонстрировали широкое согласие по вопросу о наличии постоянных профессиональных стюардов, они расходятся во мнениях по вопросу о том, кто должен за них платить.
Два других пункта касались более пристального внимания к соблюдению желтых флагов и обсуждению дополнительных мер по повышению безопасности, а также пересмотру процедур выдачи синих флагов, включая потенциальные дополнения для разъяснения ожидаемого поведения притертых автомобилей.
Будут ли дальнейшие изменения в правилах после окончания сезона 2025 года, остается неясным.
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





