ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Александр Серёгин — большое интервью с главным редактором и фотографом АСППА ИМАДЖЕС

Александр Серёгин, сезон 2019. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

Александр Серёгин — российский журналист, фотограф, основатель фотоагентства АСППА ИМАДЖЕС. Член Союза журналистов России и международного союза журналистов. С 2011 года специализируется на фотосъёмке авто и мотоспорта в России и мире. Один из нескольких фотографов, кто систематически посещает зарубежные этапы Гран-При Формулы 1. Снимает гонки от мотокросса до Формулы 1, автор нескольких книг и альбомов, главный редактор журнала Motorsport Photographer и большой любитель фототехники. 

Picture of Джастина ГОЛОПОЛОСОВА

Джастина ГОЛОПОЛОСОВА

Журналист

Привет, Саша! Мы сегодня находимся на Гран-при Формулы 1 в Китае. Расскажи, ты тут первый раз?

А вот и нет! Уже не в Китае! 😊 Но да, планировали сделать интервью именно в рамках Гран-При Китая 2024 года. Но нагрузка и график на Гран-При очень плотный.

Сейчас, спустя несколько недель после поездки на гонку Формулы-1 в Китае в качестве фотокорреспондента, эмоции от первого посещения этой страны немного улеглись и можно сделать обдуманные выводы.

Шанхай мне запомнился и оставил сильные впечатления. Я правильно сказал, что Шанхай, а не Китай, поскольку этап Формулы 1 проходил в пригороде Шанхая. Как я узнал от коллег, кто работает в Шанхае и в Китае в целом, Шанхай — это город-визитка Китая, но никак не Китай, то есть по этому городу выстраивать видение Китая и пытаться понять страну и её жителей почти бесполезно! Для этого нужно ездить по городам Китая и смотреть, и впитывать дух и быт китайцев. И, поверьте, мне этого очень, очень сильно захотелось после недельного визита в эту историческую страну!

Так вот, Шанхай — это суперсовременный город с небоскребами и постоянно меняющимся наполнением. Старые здания и кварталы сносятся с невиданной скоростью. Я сам наблюдал как некогда квартал со старыми домами и рыбным рынком просто перемалывается спецтехникой и на месте ветшалых строений возникают многоквартирники высотой более 50-ти метров! Стройка идет без перерыва, на въезде к стройплощадке стоит километровая очередь из бетономешалок, каждая по 31 тонне! Я такого ещё не видел нигде в Европе.

Как тебе гоночный трек, уже удалось сделать интересные кадры?

Шанхайский автодром появился в календаре в 2004 году, тогда я ещё смотрел Гран-При Формулы-1 только по ТВ, до первой съёмки Гран-При было десять лет. Из воспоминаний как зрителя могу припомнить, что автодром мне не нравился, потому что вокруг трека зачастую можно было наблюдать сильный смог и дымку, что само по себе навевало мысли о плохой экологии в этом городе. Спустя двадцать лет, все же ещё дымка в городе и в районе трека ощущается, но совсем небольшая, что это, особенности климата или воздействие человека на окружающую среду – мне сказать трудно. Сам автодром расположен в поле, в далеке жилые многоэтажки, то есть оформление не как в Монако или в Бельгии. В целом же впечатления от гоночной трассы смешанные, я не скажу, что она мне чем-то запомнилась по итогам пяти дней съёмки. Длинные прямые, не очень эффектные, на мой взгляд, повороты, разве что знаменитые своей архитектурой трибуны делают картинку на общем плане достаточно смотрибельной, плюс огромное число фанатов с разными гоночными плакатами и другими атрибутами. Эта одна из немногих гоночных трасс, которую смотреть по ТВ интереснее, чем в живую, обычно всё обстоит, наоборот. Многие ругают гонку в Монако за свою скучность, но когда ты её наблюдаешь в живую, каждый раз думаешь как это круто, ни одна картинка по ТВ не передаст эмоции!

Кстати, после истории с коронавирусом, с 2020 года гонки на шанхайском кольце не проводились, Ф1 вернулась в Китай только в этом году.  К возвращению Формулы-1 китайцы обновили асфальт, облив его какой-то субстанцией, которая у многих команд вызвала опасения перед стартом гоночного уик-энда, и кстати немного внесла по итогам гонки свои коррективы в настройки болидов, как я слышал от механиков некоторых команд.

Так вот, к чему я об асфальте, длинные прямые, широкое полотно, новое «покрытие», всё это в совокупности с ярким солнечным днём даёт результат марева, ввиду чего фототехника едва справляется на многих интересных ракурсах с такой картинкой, а зачастую совсем не справляется. Так что в плане съёмки тут тоже были некоторые ограничения.

Относительно паддока – если кратко, он не весел, во-первых, он сам по себе какой-то простецкий и максимально кондово-рабочий, без украшений и уюта, так ещё и сама атмосфера оставляет желать лучшего. Это связано с напряженностью европейцев и гостей Китая, ибо в Китае заблокировано всё, что только возможно и к чему европейцы уже давно привыкли: социальные сети, мессенджеры, сайты, сервисы и прочее. Это раздражает буквально до злости.

Несколько интересных мест для фотосъёмки в том числе крупным плакатным планом я нашёл, кроме того, во время квалификации полил сильный ливень, что позволило сделать массу дождевых фотографий.

Что изначально привлекло тебя в мире фотографии, что вдохновило специализироваться на автоспортивной фотографии, в особенности на Формуле 1? Мог бы ты рассказать о своем пути в эту нишу?

Увлекаться фотографированием я начал в детстве в 1990-е годы. Тогда в моём распоряжении был небольшой пленочный советский фотоаппарат Смена-2. В моём родном Серпухове часто проводились мотокроссовые гонки, где я и провёл свои первые опыты в фотосъёмке спорта, мне тогда было лет семь-восемь, это был первый или второй класс школы. Съёмки были скорее из любопытства, не осознанные, конечно. Время от времени я брал в руки фотоаппарат и пробовал снимать, но не более того. Фактически к фотографированию я вернулся лишь спустя много лет, когда смог позволить себе купить нормальную фототехнику, это было в 2011 году. 

Изначально никакого плана у меня не было, я просто хотел отправиться в путешествие и снимать на нормальную фотокамеру. Но тут есть одно большое НО, отсылающее далеко назад, в начало 00-х.

Формулу-1 я начал смотреть примерно в 1996 году, читал много прессы, сначала это была газета Авто Ревю, а потом появился известный фанатам журнал Формула-1 и некоторые другие издания. Был еще АвтоМотоСпорт, но его я доставал в библиотеке (да иногда делал вырезки, о чём кстати не сожалею до сих пор 😊). Мне всегда было интересно разглядывать фотоснимки, по ТВ машинки казались маленькими, а на фото это были целые огромные аппараты. То есть мной двигало любопытство, и интерес к красивой картинке. Тут, возможно, свою роль сыграла и художественная школа, которую я окончил в школьном возрасте.

Когда настала эпоха интернета, а эта произошло в моём случае в 1999-2000 годах, появился компьютер, модем с карточками и несколько форумов и ирк-чатов в том числе по формульной тематике. Люди стали организоваться, обмениваться видео, фото, кто что смог скачать. Я качал картинки и видео, что были интересны мне, потом через форум и чаты все друг с другом обменивались, также отсылали записи через Почту России друг-другу на дисках. А до появления дисков несколько лет обменивались записями на кассетах.

Так у меня начал копиться медийный архив. А после 2005 года появились и зарубежные торрент порталы, которые создали такие же фанаты гонок и уже из них можно было получать по тем временам невероятно, казалось, качественные прям как в журналах фотографии Формулы-1. Конечно, они были получены, наверное, нелегально, но тогда об этом никто не думал. Конкретно меня всегда интересовало как это было снято, на какую технику, как так возможно все приблизить, поэтому мне были важны технические данные фотоснимков, и как раз оригиналы фотографий позволяли это все анализировать, так я анализировал после каждого гран-при тысячи снимков. Впоследствии мне очень-очень-очень помогло и пригодилось. Фактически не зная сам этого, я обучался фотоделу на практическом примере других работ!

Поэтому лично мой секрет заключается в любопытстве, любовании красотой скорости и автомобилями, как произведением технической мысли инженера, а также страсть к испытанию новой фототехники.

Не мог бы ты поделиться некоторыми запоминающимися моментами из своего 13-летнего опыта работы в сфере фотографии?

Мне запомнилась работа на Гран-При Монако в 2017 году, когда я два дня работал на гоночном треке бок о бок с легендой формульной фотографии немцем Районером Шлегельмихом. Он снимал Гран-При Монако ещё в 1962 году, твою ж мать! Именно такая мысль у меня крутилась в те дни в голове. Это сложно было понять и воспринять, мозг отказывался это понимать, как реальность. Мне было любопытно наблюдать не только за гонкой, поскольку я был впервые на Гран-При Монако, но и за работой Районера. Это, по-моему, была его крайняя съёмка в Монако, после этого он ушёл на пенсию. Так вот, значит стоим мы снимаем в районе шпильки в Монако. Тут образовался небольшой перерыв, как помню, это была квалификация, Районер снял свой старенький объектив Canon 28-350 (вроде такой), достал обычный носовой платок, сплюнул на него и давай протирать внутреннюю линзу объектива. Я представил в этот момент, что бы подумали ребята из технической поддержки Canon, если бы увидели то, что увидел я. В общем это был отличный урок, что качество снимков не зависит от того, насколько ты сдуваешь пылинки со своих камер. Камеры это как молоток – рабочий инструмент. Его не надо портить и ломать, но и жалеть его не стоит, он должен работать. Второй момент – это та страсть, с которой он делал снимки, и это уже в возрасте далеко за шестьдесят. Впечатление он тогда сильное оставил у меня, я горжусь, что у меня есть такой опыт. У Районера один из самых больших архивов личных фотоматериалов Формулы-1 в мире!

Монако, сезон 2017. Фото: Евгений Сафронов
Районер Шлегельмих (справа), сезон 2017 года. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Районер Шлегельмих, сезон 2017 года. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

Есть какое-то конкретное событие или фотография, которая выделяется для тебя/играет важную роль для тебя?

Что касается событий – то это гонка в Ле-Мане. Я несколько раз фотографировал 24 часа Ле-Мана и жалею, что не получалось выбираться каждый год. Этот марафон настоящее испытание для меня и занимает особе место в моём сердце. Ещё из событий отмечу конечно же первый Гран-При России Формулы 1. К этому событию шли фанаты очень долго, сколько было попыток, статей, разговоров в 90-е и 00-е. И вот в 2014 году это произошло. К этому времени я уже несколько лет снимал мировые гоночные серии, которые, кстати, пришли в Россию благодаря основателям подмосковной трассы Moscow Raceway. И конечно, когда я получил аккредитацию на Формулу 1 я был в полном восторге, это были потрясающие эмоции мальчика, который в детстве так любил японский мультфильм Гран-При. Чуть позже такие же эмоции мне подарил и Гран-При Монако, который, как и Ле-Ман навсегда покорил меня.

Особенным моментом в моей биографии фотографа гонок стало получение аккредитации FIA созданным мною агентством АСППА ИМАДЖЕС, это произошло впервые в 2020 году, на тестах Формулы 1 в Барселоне, как раз перед пандемией коронавируса. До этого я получал аккредитацию от СМИ. Ранее в России и СНГ никто не проделывал такой работы и пути в Формулу-1, как удалось реализовать мне, за это я также горд и благодарен FIA за доверие.

Что касается самих фотографий, то мне сложно выделить что-то из ряда вон выходящее. Отличных снимков много. Порой листаешь старые архивы и даже не вериться, что это всё твоё и снято тобой, а не кем-то ещё! Из Монако у меня есть снимок, который мне нравиться, Льюис проносится на подъеме к Казино, вдоль дорогих бутиков, наверху крыш которых расположились ВИП гости. Фокус в кадре выставлен на зрителей, выдержка длинная, поэтому болид Мерседес максимально размыт, что демонстрирует скорость, а зрители которые находятся максимально близко к гоночной трассе подчеркивают особый статус этой гонки на мой взгляд. Также я большой поклонник плакатных планов, одно из интересных мест для фотосъёмки плакатов находится на старой трассе Хунгароринг в Венгрии. Там можно, лежа возле ограждения, в щёлку снять на объектив с фокусным расстоянием от 300мм красивые планы болидов с зеленеющей травкой и болельщиками на заднем плане, который с учетом длинного фокуса превращаются в разноцветные точки на фоне.

Как ты прошел путь от юриста по гражданскому праву до профессионального фотографа?

Я и не проходил. Это два мира, которые пересеклись. Благодаря моей работе юристом, я стал сотрудничать со СМИ, что стало мне опорой на долгие годы вперёд, до организации своего фотоагентства. И кстати я и уголовным правом занимаюсь 😊

Для тебя фотография — это хобби или образ жизни?

 Во-первых, я люблю своё адвокатское дело, я насколько это возможно независим и могу вести дела, которые мне по душе, помогать людям. Как бы это ни звучало, но я всегда вспоминаю в этом смысле жизнь Антона Чехова, писателя с мировым именем, который до последнего оставался не только писателем, но и в первую очередь сельским доктором, который обслуживал большой Серпуховский уезд.

Работа адвоката в России это крайне напряженное и нервное занятие. Кто-то рыбалкой отвлекается, кто-то ещё чем. Я же себе выстроил такую модель, что у меня есть два жизненных профессиональных пути – адвокатура, юриспруденция, которая даёт мне финансовую базу, и фотография, которая даёт мне возможность творческой реализации. Основная проблема второго пути заключается в том, что если ты хочешь заниматься творчеством и делать это так, как это ты видишь сам, то заработать что-то практически очень сложно. За независимость приходится платить. Именно поэтому моя личная система сбалансирована таким образом. Фотография — это не хобби в моём случае.

В 2019 году я выпустил свою первую книгу о фотосъёмке гонок, в 2020 году презентовал книгу о фотосъёмке Гран-При Монако, в 2021 году вышел первый выпуск моего печатного фотожурнала Motorsport Photographer, в 2024 вышел специальный выпуск фотожурнала посвященного 2023 году в мировом австоспорте. В общем работа ведётся, в условиях тех ограничений, с которыми приходится сталкиваться и мириться, я вообще считаю, что делаю всё это скорее вопреки обстоятельствам. Честно, иногда лапы опускаются, но это лишь закаляет тебя, я так считаю. И я рад, что находятся те, кто помогают мне в моих фото делах!

Какие ещё гоночные серии ты фотографируешь?

Это большинство ведущих чемпионатов. Но надо понимать я фотографирую не весь сезон, а выбираю интересные мне соревнования или гонки, на которых я должен поработать. Из автоспорта это Формула 1 естественно, Формула-2, Формула-3, Формула-4, 24 Часа Ле-Мана, WRC, DTM из тех, что уже прекратили существование — WTCR, WTCC, Мировая серия Рено, Евро-3, различные более мелкие серии класса GT, в качестве руководителя и редактора работаю сейчас на съемках Formula E, Европейского автокросса, европейских картинговых чемпионатов, мировом картинге, ELMS, Евро формулы,  из мотоциклетных серий это Мировой супербайк, MXGP, ISG, на MotoGP и Супербайке работаю сейчас в качестве редактора и руководителя своего агентства.

Какую из гоночных серий фотографировать тяжелее всего, может быть даже опаснее и почему?

Каждая гонка может быть сложнее предыдущей, это не связано с тем или иным чемпионатом, зависит от многих факторов. В основном самые сложные в совокупности по всем критериям это конечно топовые гоночные серии – Формула 1 (ответственность при съемки), MotoGP (скоротечность гонки, меньше материала), MXGP (опасность и грязь вокруг), WRC, Ле-Ман.

Особое место занимают марафоны, в частности 24 часа Ле-Мана — тут сложно бороться со сном, а не просто нагрузкой и усталостью, как на Формуле 1. Но и степень ответственности на Ле-Мане меньше, поскольку болиды гоняют сутки и можно сделать столько снимков, сколько тебе нужно. А в Формуле-1 всего полтора часа гонки, и ответственность за материал выше в разы.

Есть и необычные гоночные серии, такие как ледовый спидвей. Здесь соревнования могут проходить и в мороз до минус 25 градусов! Ты большую часть дня вынужден проводить на стадионе на морозе, это сложно физически, тогда как сама фотосъёмка спидвея не столь сложна – ракурсов мало, возможностей не много, всего четыре виража, в лучшем случае на двух из них можно снимать.

Но, наверное, самое сложное и интересное одновременно – это Мировой чемпионат по ралли. Вот там действительно непросто работать. Огромные по меркам гонок расстояния от допа к допу (свыше 10 км. один доп), встаешь обычно рано утром около 4-5 утра, к 6 уже должен быть в районе точки съёмки, иначе доступ будет закрыт – дороги перекроют для проезда раллийных болидов, ведь ты едешь до места фотосъёмки по боевой гоночной трассе, которая в обычное время является общественной дорогой. Точку выбрать надо правильно, прочитать карту организаторов, не ошибиться. Сама карта это листов 40-50, что само по себе для новичков выглядит ужасающее. Но потом, когда во все вникаешь, понимаешь, как она облегчает твое передвижение.  А что касается ответственности, то тут она не просто выше, а невероятно высокая. За один гоночный день ты видишь ту или иную раллийную машину в лучшем случае всего два раза – до обеда и после. А пролетает она мимо тебя ну в 3-4 секунды, итого менее 10 секунд на одну раллийную машину в день! То есть если ты неправильно выставишь настройки или ещё что-то пойдёт не так, то материала ты просто не получишь.

По итогу могу сказать, что мой личный топ по сложности работы такой, от сложного к менее сложному: WRC, 24 часа Ле-Мана, Формула 1.

WRC Croatia, сезон 2021

Помимо автоспорта, ты еще фотографируешь в сфере авиации?

О да, это ещё одно мной любимое направление фоторепортажа. Я уже говорил о том, что я родом из подмосковного Серпухова. Так сошлись звезды, что вокруг Серпухова три аэродрома. Причём два из них аэродромы спортивной авиации, где базируются пилотажные группы (Первый полет – в Большом Грызлове, Звезда – в Дракино, а известная спортсменка Светлана Капанина сейчас базируется в Новинках) и проводятся чемпионаты страны. Особо известен аэродром Дракино, это ещё со времен СССР аэродром ДОСААФ. И здесь было показано огромное количество достижений в области спортивной легкомоторной авиации. Чтобы было понятно, что это за авиация – классические пилотажные Як-52, современные Extra, и различные спортивные самолёты ОКБ им. Сухого.

Путь в авиацию также уходит корнями в детство. С детства я в Дракино наблюдал иногда приезжая туда с родителями за полётами спортсменов. А когда я начал снимать профессионально автогонки я не смог обойти стороной и авиацию. Правда сначала это была тяжелая авиация – фотосъёмка ведущих пилотажных групп России Стрижей и Русских Витязей, различных авиашоу и показов. И только с 2017 года я пришёл в спортивную авиацию, хотя конечно есть и фотосъёмки более ранние, но прям осознанно и с целью я начал снимать именно с 2017 года. Когда я углубился внутрь этого мира, изучил историю, познакомился с людьми, я понял, насколько это всё увлекательно и насколько это близко к моим любимым гонкам! Это таже Формула 1, только в небе. Жаль, что эти соревнования сейчас не популярны, передать то насколько они захватывающе выглядят, невозможно не увидев это своими глазами в живую. И это не мое предвзятое мнение, поверьте!

Как фотографу запечатлеть суть, важный момент, может быть эмоцию или волнение через свой объектив?

Первое правило на мой взгляд – нужно знать то, с чем ты имеешь дело. То есть нужно понимать предмет съёмки. Если это гонки – то что за чемпионат, кто лидеры, кто аутсайдеры, кто что из себя представляет, знать биографии пилотов, команд, чемпионата. Всё это сейчас в доступе в интернет и никаких проблем это узнать нет, нужно только любопытство, интерес и пожертвовать своим временем.

Вот когда ты знаешь, что к чему, в курсе происходящих событий в текущем и прошлом сезоне, тогда ты можешь ориентироваться и искать моменты и людей, кого нужно сфотографировать, в какой обстановке и какую эмоцию показать.

Другого правила просто нет, конечно, у кого-то могут быть иные взгляды, но мой подход именно такой, когда знаешь – всё получается в плане фотосъёмки само-собой! Ну и нужно любить этот предмет, без этого точно придётся туго!

С какими проблемами или вызовами ты сталкиваешься как фотограф в быстро меняющейся среде автоспорта?

На мой взгляд гонки не так сильно меняются из года в год, как может показаться по виду изменений гоночных машин или мотоциклов. Регламенты да, а вот организация достаточно консервативна, особенно у FIM и FIA. Это и хорошо, и плохо одновременно.

Самое грустное что произошло за последние лет 10-15 это упадок печатных СМИ. В Европе уровень авто-мотоспротивной прессы сильно понизился, качество печати, качество фотоснимков сильно упало. Я, например открыл специальный выпуск одного известного французского журнала за 2023 год и обомлел – качество печати ужасное, качество фотоснимков, даже по ракурсам в большинстве случаев также на низком уровне. Даже обидно стало как-то.

Конечно, есть такие журналы, которые держат планку, например официальный журнал Формулы 1, бывший F1 Racing. Но это меньшинство.

Второй момент, что, как фотограф, ты, добравшись до Формулы 1 можешь и не иметь возможности что-то заработать. То есть ты можешь снимать, но так вот серьёзно занять позиции – нет. Этот рынок схвачен европейцами сильно, и поделен, люди снимают для газет и журналов десятилетиями. Самое интересное, что некоторые, казалось бы, титулованные фотографы берут и нанимают новичков, которые под их именем снимают материал, и зачастую я вижу, что материал совершенно ужасного качества, но в журнал возьмут именно этот материал, из-за имени фотографа, а твой снимок, как бы он не был лучше – нет. Так вот, в самой Формуле 1 нет площадки для всех фотографов, которые снимают эти гонки, а это сильно ограниченное количество человек, хотя Формуле 1 это пошло бы на пользу. В защиту Формулы 1 можно сказать, что попытка организовать что-то подобное, о чём я говорю была. Создали медиахолдинг с сайтом моторспортимаджес, куда разные фотографы выкладывают свой фотоматериал на продажу. Как думаете всех туда пускают или нет? Нет конечно… Всё те же лица, а какой там материал бывает, это просто не передать словами, ниже низшего качества.

В России вообще закрыли все СМИ тематические. Поэтому приходится делать свои проекты, выпускать свой журнал. Правда тираж его не велик, это всё очень дорого, спонсоров сейчас не интересуют «заморские всякие гонки». Как бы это ни было глупо, но это так.

Помимо автоспорта, ты также фотографирушь другие жанры. Как ты балансируешь между этими различными стилями и влияют ли они каким-либо образом друг на друга?

Что касается других жанров, то тут я точно фотограф любитель, даже если снимаю профессиональные спортивные мероприятия. Я беру камеру не только на гоночный трек, но и во время гуляний по новым и уже ранее посещённым городам. Снимаю во время путешествий с семьей, в коллекции есть немало отличных кадров, как мне кажется, возможно я однажды соберу их в фотоальбом или организую выставку. Это и пейзажи, и уличная фотография, в Европе, России, СНГ.

До 2020 года на самом деле у меня была бурная деятельность по фотосъёмкам. Поскольку я сотрудничал с одной из газеты, у меня не редко были фотосъёмки футбола, в основном это игры сборной России, полностью я отснял Кубок Конфедераций в 2017 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Это был отличный опыт спортивной фотографии, который мне тоже пошёл на пользу.

Ещё одно из направлений, которое я ранее освоил это фотосъёмка рок-концертов. Я снимал больше семи лет концерты некоторых известных российских и иностранных рок-групп. Сейчас конечно всё это тоже не проводится. Самым крутым событием на моей памяти навсегда остался проведённый в 2019 году фестиваль Big Gun. Кстати, он был проведён рядом с аэродромом спортивной авиации в Дракино! А его хедлайнерами были Rage, UDO и другие. То есть весьма почитаемые рок фанатами группы. Это было поистине интернациональное шоу, поскольку группы приехали из более чем двадцати стран мира!

Как все это влияет на меня лично? Первое, это то, что я спокойно стал относится к знаменитостям, которых ты фотографируешь и они находятся рядом с тобой на расстоянии вытянутой руки. Это просто объект для фотосъёмки, он важен фанатам, а тебе важно показать его таким, как он есть. Зачастую можно сделать разные открытия, например казалось на публике ведущий себя образцово показательно пилот, по факту может оказаться банальным засранцем в общении и отношении к людям и наоборот. Примеры приводить не буду, но они есть!

Второй момент, это анализ работы коллег, особенно тех, кто специализируется на чем-то одном, например концертах или футболе. Ты можешь взять какие-то приемы фотосъёмки у них, подсмотреть ракурсы, проанализировать фототехнику, на которую они снимают и применить это уже в гонках, я в этом ничего зазорного не вижу, опыт других нужно использовать обязательно.

Все о чём я рассказываю связано не договором с кем-либо, а моим личным интересом и любопытством к познанию новых рубежей для себя.

Будучи членом Международной федерации журналистов, как ты оцениваешь роль фотографии в журналистике?

Поскольку я длительное время работал с одной из газет, могу сказать, что в печатных газетных СМИ в России фотографию всегда недооценивали по моим наблюдениям. То есть главред может поставить совершенно дурацкий снимок на первую, вторую полосу и считать его отличной работой фотографа. У меня не раз было, что брали снимки для публикации, которые я бы не стал ставить. Это вкусовщина, конечно, но и банальное незнание предмета.

Обычно даже в крупных СМИ отношение к фотографам скажем так не очень, они на заднем плане, просто потому что нужно что-то выложить на сайте или напечатать к тексту. Журналисты слишком эгоисты и ценят свои тексты больше всего, поэтому их замечательный текст ни в коем случае не должен перекрываться красивой фотографией.

В целом, в мире, фотография в журналистике играет важную роль, это составляющая всей журналистики, без визуального ряда текст интервью не будет так круто восприниматься, это хорошо видно в интервью в том же GP Racing. Мне вообще импонирует стиль таких изданий, где сочетают текст и фотографию. Например, написать социальный репортаж без фотографий к тексту я считаю это не только не профессионально, но и банальное неуважение к читателю. В России было классное издание Русский репортер, где-то до 2013, наверное, года, мне всегда там нравились репортажи с фотографиями.

Ну а что касается гонок, то тут в принципе невозможно писать и печатать репортаж без фотоматериала, в этом плане известный ранее в России журнал Формула 1 был бесподобен.

С Дэвидом Рейгондо, французским фотографом мотогонок во время Чемпионата по мотогонкам на льду, сезон 2022

На какую технику ты фотографируешь?

Свой путь в профессиональную фотографию я начинал с марки Canon. В своей книге о фотосъёмке авто и мотоспорта, вышедшей в 2019 году, я рассказал о своём пути. Показал, что можно снимать гонки и на любительские фотокамеры и делать это успешно, постепенно развиваясь. Это такая справедливая, честная реклама всей линейки фотокамер Canon. На самом деле это важно, когда в камере заложено больше возможностей, чем она стоит. То есть взяв любительскую камеру, ты можешь пойти и тренироваться снимать профессиональный спорт до тех пор, пока не почувствуешь необходимость в новой модели. Так было, когда я начинал снимать гонки более десяти лет назад.

Сейчас же всё поменялось, даже достаточно простая фотокамера способна снимать на уровне гораздо выше средне уровневой фотокамеры десятилетней давности, возможностей стало сильно больше.

Так вот несмотря на то, что я работаю с Canon Professional Service, и в основе своей использую фототехнику Canon, я также периодически снимаю и на Nikon всех моделей и на Sony топовых моделей.

Мне интересно всегда сравнивать разные модели, узнавать плюсы и минусы фототехники. И, конечно, я рад что у меня есть возможность поделиться и обменяться опытом не только со своими некоторыми коллегами, но и со специалистами Canon. На самом деле я очень благодарен именно российскому подразделению CPS – это совершенно классные ребята, которые честно делают свою работу и всегда приходят на помощь что бы ни случилось! Ни одно другое подразделение в Европе с ними не сравниться ни по качеству работы, ни по отношению к людям и специалистам, поверьте это на 100% так!

Какие преимущества ты видишь в использовании оборудования Canon в своей работе?

У каждой фотосистемы, будь то Nikon, Sony, Fuji или Canon есть свои и плюсы и минусы. Формула 1 делиться на два основные лагеря, это те кто снимают на Nikon и те кто снимают на Canon. Я лично выбираю всегда Canon, потому что мне ближе цветопередача фотосистем этой японской марки. Наверное, именно в этом их основное отличие. Классически, Canon обычно более теплые цвета даёт на фотографии, а Nikon более естественно-холодные. Это условно и очень образно. И кстати, в одних условиях лучше снимать на Nikon, а в других на Canon. Но это слишком неудобно и дорого, поэтому каждому фотографу приходится выбирать что-то одно. Также есть большие отличия в камерах по эргономике, по интерфейсу меню и так далее. Мне ближе Canon.

У тебя есть сайт, который активно развивается, а также ты недавно создал печатную версию журнала со своими фотографиями и статьями, расскажи об этом? Это будет долгосрочная история?

Что касается сайта, то он существует уже давно, примерно с 2013 года. Правда с тех пор я не раз его изменял и постоянно работаю над ним. Честно сказать это ещё одно серьезное направление работы, поскольку я делаю всё самостоятельно, от хостинга, до дизайна сайта, всё лежит на мне. Есть много идей ещё, которые я пока не могу воплотить в жизнь из-за отсутствия навыков, но надеюсь рано или поздно их реализую. Хотелось бы обновлять сайт ещё чаще, но не всегда хватает сил и времени, а наём сотрудников без спонсоров не реален.

Что касается журнала Motorsport Photographer, то этот проект возник в 2020 году, то есть уже четыре года существует. Малым тиражом печатаю журнал, вышло всего несколько номеров, крайний это специальный выпуск с фотообзором сезона 2023 года. Количество номеров не большое, это связано с дороговизной процесса подготовки журнала к печати, вёрстки. Опять же черновую работу, дизайн и вёрстку делаю сам, а нанятый специалист уже все мои наброски и черновики выводит к печатному виду. Как можно понять, спонсоров никаких сейчас нет по причинам, которые можно не объяснять. Тем не менее сдаваться нельзя, формат ежегодного фотообзора ведущих гоночных серий мне очень импонирует, я подумываю сосредоточится на такой точечной работе сейчас. Ну и те проекты, которые задумал хотелось довести до конца, например фотоальбом о гонке 24 часа Ле-Мана.

Я знаю, что недавно ты начал сотрудничество с начинающим фотографом, можешь поделиться этой историей?

Это занятная и интересная во многих аспектах история. Этот фотограф Даниэль Балларин-Лопез, из деревушки в Испании вблизи Барселоны. Натуральный испанец, который родился, живёт и работает в Испании. Он работал учителем, гонял на картинге, а потом решил заняться профессионально фотографией гонок. Однажды в 2022 году просматривая почту я наткнулся на письмо Даниэля, изначально, конечно, подумав, что это очередной спам с предложением вести сайт или что-то в этом роде. Однако текст чем-то показался мне не типичным для спама, и я прочитал письмо. Человек просил возможности получить аккредитацию от моего фотоагентства на Формулу 1. Честно сказать на тот момент времени ситуация была патовая. Только закончилась пандемия и мир начал возвращаться к обычному ритму жизни, и я уже было начал выбираться за рубеж на разные гонки, но после февраля 2022 года все остановилось. Вариантов выехать стало мало, а цены взлетели так, что стали буквально неподъемными. Многие покинули Россию переехав зарубеж, я же не сторонник таких маневров, по разным внутренним мировоззрениям. Поэтому задача у меня встала серьёзная и, казалось, не разрешимая.

Предложение Даниэля мне показалось рациональным, ведь мне нужно было не столько личное участие в гонках Формулы 1, сколько присутствие моего фотоагентства там и материал для сайта. Я запросил у Даниэля примеры его работ, он мне прислал архив с разных гонок. Открыв оригиналы файлов, я обнаружил, что он снимает на древний фотоаппарат 2004 года! Я был в шоке! Я даже не мог представить себе, что кто-то сейчас может снимать на такую технику профессиональные соревнования. Но вместе с тем я увидел, как он снимает на такую старую фотокамеру, какие ракурсы, сколько разных гонок уже снял. И я увидел в этом перспективу, мне понравился его подход, чем-то он напомнил мне мой собственный десять лет назад. И я решил, что нужно пробовать, в конце концов фотокамеру ему выдадут на Формуле 1. Но до испанского этапа Формулы 1 2023 года было еще больше, чем полгода, гоночные серии 2022 года были ещё в завершающей стадии сезона. Мы договорились, что он снимает, я готовлю снимки к публикации и публикую их, делаем журнал. Он загружал отснятый материал, я выбирал более-менее приемлемые работы и публиковал их. Несколько его снимков кстати вошли в журнал 2022 года.

Ну а в 2023 году имея уже публикации мы подали заявку на аккредитацию на испанский Гран-При 2023 года и получили одобрение. Так Даниэль осуществил свою мечту и попал на гонку Формулы 1 в качестве фотографа, а я дебютировал на Формуле 1 в качестве главного редактора и руководителя фотоагентства. Стоит сказать, что все испанские СМИ ему в этом отказали, а в 2022 году он нашел поддержку в своем вопросе в российском моём небольшом СМИ! Вот так всё связано между собой в этом мире, несмотря на все катаклизмы и неприятности. И, честно сказать, кто бы что не говорил, но FIA и американские инвесторы Formula 1  заняли удивительную позицию по нынешним меркам, пока они её придерживаются они в каком-то смысле спасают мир от окончательного хаоса в нашем отдельно взятом гоночном микросоциуме.

Даниэль же после своего первого Гран-При, который стал переломным в плане психологии для него активно занялся фотографией, купил себе новые фотоаппараты, обновил парк техники в целом, его мастерство растет от гонки к гонке, хотя ещё есть над чем поработать, и что мы с ним часто обсуждаем после каждой съёмки. У него появилось больше заказчиков, поскольку он теперь даёт лучшее качество снимков, чем прежде, в общем русско-испанский тандем работает, и я этому рад сейчас.

Не было идеи открыть школу фотографии или создать курсы, чтобы поделиться своими знаниями и обучить других?

Мысли были. Но что-то сейчас создавать или открывать в России всегда проблемно. Вопрос даже не в поддержке, а в том, чтобы никто не мешал. К тому же всё очень дорого – техника, аренда, и т.д. А я сторонник такого, что если делать – то не на коленке, а как надо, качественно, с качественным оборудованием, с реальными практиками и так далее.

К тому же могу сказать, что за всё время моей работы в России мне никогда никто не написал, как это сделал Даниэль. Были ещё несколько человек, кому я что-то рассказывал и помогал советами, но не более. Так чтобы заняться реальным делом, взять камеру и пойти снимать, такого не было.

С другой стороны, моя книга о том, как снимать авто-мотогонки разошлась неплохим тиражом, все напечатанные экземпляры были проданы, и их было не мало по меркам специализации книги.

На самом деле я думаю это мало кому реально нужно, фотосъёмка это как работа лопатой, ты долго капаешь огород и картошку посадишь — результат будет, ты её вырастишь и снова откапаешь, но потом ты съешь её за пару месяцев и снова пойдешь в магазин и потом иногда думаешь, а оно в целом тебе надо было время тратить на это или лучше было в театр сходить? Проще прийти в магазин и купить сколько нужно, затраты будут те же, а все эти разговоры про экологичность весьма сомнительные на мой взгляд, по крайней мере для данного примера.

То есть, взять тот же айфон 15 про который даёт классное качество фотоснимков, людям важно запечатлеть момент, чтобы он был с собой всегда, а потом открыть снимок и (как ранее люди открывали фотоальбомы) мозг сам вернётся в тот день и отрисует в сознании эмоции, ощущения и настроения того времени, которое запечатлено. Иными словами, специальная профессиональная техника обывателям совсем не нужна в современном мире, поэтому профессиональная фотография это такой снова андерграунд, все наелись с 2004 по 2019 годы цифровой революцией и доступностью профессиональной фототехники, да и она снова стала не очень доступной прямо скажем. Это также один из факторов. Кроме того, я не специалист в жанре пейзажа, обработки фотографий, портрета, что наиболее востребовано в школах.

Поэтому мой вариант только если найдутся такие люди, кто действительно искренне захотят, как Даниэль работать в этом узком направлении по фотосъёмке авто-и мотоспорта. А становится блогером и давать советы считаю не совсем корректно, не мой стиль, мне важны люди, ощущение, чувство человека и понимание что ему это действительно интересно, нравится и нужно! Ютуб этого не даст никогда, как и любая форма одностороннего общения.

Ну, и какой бы ты мог дать совет начинающим фотографам, особенно тем, кто хочет развиваться в таких необычных направлениях как, например, автоспорт?

Если ты любишь гонки, и так сложилось, что ещё любишь фото или видео съёмку то просто надо брать и делать. Надо не боятся снимать на самые простые фото или видеокамеры, не боятся, что кто-то тебя осудит или кто-то посмотрит. Самое главное у тебя должна быть цель, к которой ты идешь или хочешь реализовать. В то же время, не стоит торопиться с реализацией цели. Многие хотят купить крутое оборудование и поехать снимать Формулу 1 или львов в естественной среде обитания не в заповеднике (лев часто голоден и может скушать вас). Это не разумно – ты должен пройти путь от малого к большому, ты должен быть готов к своей цели. Да и если ты сразу оказываешься у цели – какая ей цена? Ты ничего не поймешь и будешь не осознан в своих действиях, поведении, эмоциях, ты не получишь удовольствия, ты не разовьешь себя и свои навыки как должен.

В общем – от небольшого и простого к огромному и сложному, вот главное моё правило. Не торопись, всему своё время, делай что должен и результат придёт, не сдавайся, ищи поддержки, узнавай, любопытствуй, много очень много читай и анализируй! Не верь тому, что пишут и говорят в социальных сетях, ютубе и так далее. Всегда сомневайся, подвергай внутренней критике, задавай вопросы ищи ответы сам. Тот, кто не читает и не делает анализа полученной информации – никогда не станет специалистом!

Интервью подготовила Джастина Голополосова