ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Что это такое и как это работает?


Чтобы создать более сбалансированное поле на ралли «Дакар», в этом году FIA представила измеритель крутящего момента. Motorsport.com связался с директором руководящего органа по кросс-кантри Жеромом Русселем, чтобы узнать все секреты, стоящие за этим.

Что такое измеритель крутящего момента и как он работает?

Измеритель крутящего момента — это датчик, расположенный внутри коробки передач, который измеряет мощность, поступающую на колеса. В случае превышения мощности лимита, установленного регулирующими органами, применяется штрафное время.

Система будет использоваться на протяжении всего чемпионата мира по ралли-рейдам 2025 года, начиная с Дакара, после того как FIA протестировала устройство с несколькими командами, в том числе с Ford на ралли Марокко.

«По сути, это датчик, своего рода датчик крутящего момента, который находится в коробке передач», — объяснил Руссель. «Хорошо то, что в кросс-кантри все производители используют одну и ту же коробку передач, поэтому это легко реализовать. Коробка передач передает мощность на коробку передач, и мы хотим измерить эту мощность, которая выходит.

«Раньше мы измеряли то, что выдает двигатель, а теперь у нас есть система контроля, которая находится на другом уровне в отношении того, что выдает двигатель, поэтому для нас это намного проще, потому что мы отслеживаем только то, что поступает на колеса. нас не волнует мощность, а только то, что поступает на колеса.

«Это лучшая система для контроля производительности, потому что любая технология, будь то безнаддувный V8 или турбодвигатель Toyota, не имеет значения, потому что мы смотрим на то, что получается».

Что это такое и как это работает?

#200 Dacia Sandriders Dacia: Насер Аль-Аттия

Фото: Red Bull Content Pool

Эффективная система баланса производительности [BoP]измеритель крутящего момента уже встречался в других категориях, хотя версия, используемая в раллийных гонках, совершенно другая.

«Это не новая система, поскольку она использовалась в WEC и Формуле 1, поэтому мы могли бы извлечь выгоду из всего нашего опыта работы с этой технологией и внедрить ее у производителей», — отметил Руссель. «Мы начали этот процесс два года назад, так что это не что-то совершенно новое».

Читайте также:

Почему он был представлен в сезоне W2RC 2025 года?

В отличие от кольцевых гонок, автомобили W2RC не ездят по фиксированной трассе. Это создает дополнительные сложности, и FIA пришлось провести множество испытаний с разными производителями, прежде чем представить устройство в 2025 году.

«Нам нужно время, чтобы разработать его вместе с производителями», — объяснил Руссель. «Кросс-кантри совершенно уникален. В Ле-Мане каждые 13 километров — один и тот же маршрут, один и тот же поворот, а здесь нет одного и того же дважды, одного и того же ландшафта.

«У вас прыжки, много сжатий, поэтому нам нужно было время, чтобы разработать это с производителями, поэтому мы решили успокоиться, и тогда правила вводятся с 1 января».

Как штрафы, связанные с измерителем крутящего момента, применяются на ралли Дакар 2025 года и W2RC?

FIA не хотела создавать дисбаланс, налагая большие штрафы за превышение максимальной мощности, разрешенной правилами, поэтому существует 10-минутный лимит на нарушения.

«У вас никогда не будет автоматического штрафа. Если и есть санкции, то это потому, что наши инженеры подтвердили, что что-то не соответствует правилам», — объяснил Руссель.

#224 X-Raid Mini JCW Team Mini: Лайонел Бод, Люси Бод

#224 X-Raid Mini JCW Team Mini: Лайонел Бод, Люси Бод

Фото: X-raid

«В системе есть то, что мы называем «интегралом», но это все равно, что сравнивать его с определенной кривой мощности, которую нельзя превысить в соответствии с правилами и продолжительностью этого момента.

«Если у вас небольшой пик в течение длительного времени, это то же самое, что и большой пик в течение очень короткого времени, а когда у вас есть штраф, ничего не происходит, а все накапливается.

«Все это тоже фильтруется, у вас есть толерантность, все параметры определены как чувствительные.

«Когда у вас есть этот штраф, первый из них составляет 10 секунд. Мы выбрали 10, потому что это не так уж и много, мы не хотели наказывать что-то, где вы могли бы потерять много всего за мгновение превышения этого лимита, поэтому мы поставили 10 минут максимум.

«Поэтому 10 секунд для нас достаточно. Тогда у вас есть что-то прогрессивное в 20 секунд после того, как вы его нарушите. Если участник или команда полностью испортили свою стратегию, то вы могли бы получить 1000 штрафов, но мы не хотели наказывать 1000 раз по 10 секунд, значит ставим максимум 10 минут.

«Потому что за 10 минут вы не проиграете Дакар. [A penalty is] Никогда не бывает хороших новостей, но ты все равно можешь выиграть или подняться на подиум. Мы не хотели убивать [chances of a] водитель, поэтому нам хотелось чего-то мягкого. Возможно, в будущем это будет жестче или мягче, в зависимости от того, как это будет работать».

Первые испытания измерителя крутящего момента на ралли Дакар

Измеритель крутящего момента FIA был протестирован на Ралли Марокко 2024 года, в частности, с Ford Raptor, и результаты воодушевили руководящий орган.

«Конечно, это помогло», — заметил Руссель. «Форд использовал его в полной комплектации в Марокко, но у нас также были Тойота, Мини и Дачия, у которых был измеритель крутящего момента.

#203 Toyota Gazoo Racing Toyota: Лукас Мораес, Арманд Монлеон

#203 Toyota Gazoo Racing Toyota: Лукас Мораес, Арманд Монлеон

Фото: Red Bull Content Pool

«Все эти данные были очень полезны для нас для изучения и определения стратегии управления, включая все параметры, которые мы используем.

«Кроме того, все команды провели несколько тестов, и после каждого сеанса они присылали нам данные, чтобы наши инженеры могли их проанализировать. Все было сделано в сотрудничестве с командами, чтобы убедиться, что мы ничего не пропустили — перед этим нужно немного протестировать. представили новое устройство и да, все было сделано правильно.»

Ожидается, что чемпионат мира по ралли будет использовать ту же систему, когда в 2027 году введет новые правила, которые предоставят производителям большую гибкость в выборе силовых агрегатов.

Фотографии с дня отдыха на ралли «Дакар»

В этой статье

Будьте первым, кто узнает и подписывается на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.



Ссылка на источник