ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Что привело к уходу Марко из Red Bull F1 и что это значит для Ферстаппена?


В паддоке Яс-Марина было известно, что Гран-при Абу-Даби может стать последней гонкой Формулы-1 для Хельмута Марко в качестве консультанта Red Bull по автоспорту.

Окончательное решение было принято в понедельник в Абу-Даби, когда Марко встретился с высшим руководством Red Bull, включая Оливера Минцлаффа. Официальное заявление последовало во вторник, положив конец эпохе, которая длилась более 20 лет.

Читайте также:

Согласно официальному объяснению Red Bull, Марко уходит в отставку – что вполне нормально в возрасте 82 лет – и Минцлафф выразил сожаление в пресс-релизе. Однако на самом деле этому решению способствовало несколько факторов.

Начнем с того, что австрийская материнская компания Red Bull берет на себя больший контроль над своей деятельностью в Формуле-1. Этот сдвиг начался во время внутренней борьбы за власть вокруг Кристиана Хорнера. Цель — обеспечить стабильность обеим командам Red Bull и оптимизировать организацию. Эта тенденция видна и в других местах: Red Bull назначил нового руководителя отдела по связям с общественностью, переведённого из австрийской штаб-квартиры, заменив Пола Смита, которому пришлось уйти одновременно с Хорнером.

Полномочия в отношении решений водителей и чувствительность к пиару

Недавние события, похоже, усугубили ситуацию, некоторые из них были связаны с решениями водителей. Будучи главой юношеской программы Red Bull, Марко всегда имел решающий – зачастую решающий – голос в таких вопросах. Это снова стало очевидным в недавних делах Арвида Линдблада и Алекса Данна. Продвижение Линдблада в Формуле-1 вызвало меньше беспокойства, поскольку он был продуктом Red Bull – хотя и появился некоторый шум по поводу процесса и коммуникации – но случай Данна казался немного более проблематичным.

Ирландец расторг контракт с Макларен после того, как он решил, что его не убедили его долгосрочные перспективы в Уокинге, он почувствовал, что ему не хватает четкого пути к месту в Формуле-1. Марко поспешил сообщить средствам массовой информации, в том числе Autosport, что Данн хорошо подходит для Red Bull, и подкрепил это планами подписать его. Однако руководство Red Bull, как сообщается, не знало об этом и было гораздо менее убеждено, чем Марко.

Весь этот эпизод понятен: Марко на протяжении многих лет обладал мощными полномочиями, когда дело касалось вопросов водителей. Естественно, что он продолжал действовать таким образом, особенно учитывая успех, который это принесло, но организация вокруг него изменилась. В этом свете показательным было замечание Марко в воскресенье вечером о том, что ему нужно «чувствовать себя комфортно», чтобы продолжить. В этой новой реальности взаимное согласие уже не казалось таким совершенным, как раньше, что делало подобный момент в некоторой степени неизбежным.

Кроме того, Марко всегда был известен как человек, который высказывает свое мнение. В мире Формулы-1, который все больше контролируется пиаром, он оставался более чем желанным исключением – человеком старой гвардии, очень похожим на покойного Ники Лауду. Марко всегда был доступен в паддоке и никогда не приукрашивал свои слова. В отличие от других лидеров команды, его никогда не сопровождал пиарщик, а это означает, что Red Bull часто узнавал о том, что он сказал, только после того, как это уже было опубликовано.

Это обрадовало средства массовой информации и, по крайней мере, некоторых фанатов Формулы-1, но не все в Red Bull это оценили. Недавний пример произошел в Катаре, где Марко предположил, что Андреа Кими Антонелли «промахнулся мимо» Лэндо Норрис. Макс Ферстаппен подчеркнул в Абу-Даби, что, независимо от того, что сказал Марко, нет никаких оправданий оскорблять кого-либо в Интернете; тем не менее, Red Bull почувствовала необходимость принести официальные извинения. Поскольку организация стремится к большей последовательности, согласование связей с общественностью имеет смысл.

Что это значит для будущего Ферстаппена?

Что привело к уходу Марко из Red Bull F1 и что это значит для Ферстаппена?

Макс Ферстаппен, Red Bull Racing, Хельмут Марко, Red Bull Racing

Фото: Red Bull Content Pool

Очевидный вопрос: как все это повлияет на будущее Ферстаппена в Red Bull? Марко ускорил путь голландца в Формулу-1 и поэтому сыграл решающую роль в его карьере. В то время как Тото Вольф и Мерседес Первоначально предложенный год в GP2 в 2015 году, Марко добился своего и немедленно предоставил Ферстаппену место в Toro Rosso.

С тех пор лояльность уже давно стала взаимной. Ферстаппен неоднократно публично защищал Марко, особенно во время Гран-при Саудовской Аравии 2024 года, когда позиция Марко оказалась под угрозой во время борьбы за власть с Хорнером. «Если Хельмуту придется уйти, то уйду и я», — заявил четырехкратный чемпион мира.

Это может означать, что уход Марко может напрямую повлиять на будущее Ферстаппена, но инсайдеры подчеркивают, что реальность немного более тонкая. И австрийский, и тайский совладельцы недавно подтвердили свою полную приверженность Ферстаппену, что неудивительно, учитывая его огромную спортивную ценность для бренда.

Ферстаппен заявил в воскресенье, что доволен атмосферой внутри команды. Он даже добавил, что в этом году в Абу-Даби он чувствовал себя лучше, чем 12 месяцев назад, несмотря на то, что тогда он был чемпионом мира и пропускает турнир сейчас. В конце 2024 года он почувствовал, что в Red Bull дела идут не так, поэтому стабильность под руководством Лорана Мекиса и Минцлаффа — это то, что организация хочет сделать приоритетом, хотя неизвестно, будет ли это в конечном итоге успешным.

Для Ферстаппена все по-прежнему зависит от двух факторов: результатов на трассе в 2026 году и того, как он относится к новым правилам Формулы-1. Если результаты команды не оправдаются, он будет искать другое место. И если ему совершенно не нравится новая эра, в последние недели он повторял, что может даже вообще уйти из Формулы-1.

Все зависит от спортивной картины, как недавно подчеркнул менеджер Раймон Вермюлен. Он назвал 2026 год важным годом для долгосрочного будущего Ферстаппена. Примечательно, что широко обсуждаемый «пункт Марко» был нейтрализован с точки зрения Red Bull в прошлом году дополнительным письмом. Как и в любом контракте Формулы-1, сохраняются положения о производительности – это означает, что все зависит от конкурентоспособности Red Bull в соответствии с новым набором правил, включая ее собственный силовой агрегат, созданный в сотрудничестве с Ford.

Остается неясным, как Red Bull планирует реструктурировать организацию без Марко и кто возьмет на себя программу молодых гонщиков. Вполне возможно, что зимой обязанности будут перераспределены, поскольку команда ищет устойчивую модель лидерства на долгосрочную перспективу.

На данный момент Марко оставил после себя впечатляющее наследие: восемь титулов пилотов, шесть титулов конструкторов и 130 побед в гонках за время работы в Red Bull. Себастьян Феттель и Ферстаппен как самые яркие представители кадрового резерва Red Bull.

Читайте также:

Мы хотим услышать ваше мнение!

Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.

Пройдите наш опрос

— Команда Autosport.com



Ссылка на источник