ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Финляндия лишилась пилотов Формулы-1 впервые с 1980-х годов – но почему?


В Финляндии проживает всего 5,6 миллиона жителей – всего 0,07% населения мира – но она внесла огромный вклад в историю Формулы 1.

По общему признанию, эта скандинавская страна никогда не принимала гонки Гран-при, и у нее не было ни одной команды на чемпионате мира. Тем не менее, среди девяти гонщиков, участвовавших в Формуле-1, было семь призеров (в том числе Мика Сало и Юрки Ярвилето, более известный как Джей-Джей Лехто), пять победителей гонок (особенно Хейкки Ковалайнен и Валттери Боттас), а также три чемпиона: Кеке Росберг, Мика Хаккинен и Кими Райкконен. Это не считая Нико Росберга, который был коронован в 2016 году, но выступал под немецкой лицензией с момента своей второй кампании в Евросерии F3 в 2004 году до своего неожиданного ухода из Формулы-1.

Это удивительно высокий процент побед. В цитате, которую часто ошибочно приписывают Райкконену, известный финский журналист Формулы-1 Хейкки Культа объяснил этот успех суровой погодой в стране тысячи озер. «Наши дороги и долгие зимы», — сказал Култа The Telegraph в 2008 году. «Чтобы выжить в Финляндии, нужно действительно быть хорошим водителем. Здесь всегда скользко и ухабисто».

Победитель Гран-при, выступавший за такие команды, как Renault, McLaren и Lotus, Ковалайнен с этим не совсем согласен.

«Мы привыкаем к жестким и скользким условиям с самого раннего возраста», — рассказывает он Autosport. «Как только мы выйдем на дорогу, я думаю, вам понадобится какой-то навык выше среднего, чтобы выжить и умудриться оставаться на этих скользких дорогах. Многие люди часто об этом упоминают, но мне кажется, что это не так уж важно, как может показаться».

Вместо этого Ковалайнен считает несколько факторов более влиятельными. Первый – это непреходящая страсть к автоспорту в стране, которая еще более успешна в ралли.

Финляндия лишилась пилотов Формулы-1 впервые с 1980-х годов – но почему?

У финнов еще лучший послужной список в ралли, а почти постоянные успехи в этой дисциплине означают, что они часто появляются в новостях, — объясняет Ковалайнен, — чтобы продолжать вдохновлять будущие поколения.

Фото: Sutton Images

От Ари Ватанен до Калле Рованпера восемь финнов становились чемпионами мира в этой дисциплине; Следующей идет Франция с тремя. Когда Ковалайнен был ребенком, Юха Канккунен и Томми Макинен доминировали в WRC, а Хаккинен производил фурор в Формуле-1. Неудивительно, что он заинтересовался этим видом спорта: в его резюме после Формулы-1 есть корона Super GT и подряд титулы во Всеяпонском чемпионате по ралли.

«Все эти ребята очень часто появлялись в новостях, поэтому их нельзя было не увидеть, вы просто видели их повсюду», — объясняет Ковалайнен. «Возможно, это повлияло на многих людей, таких как я – я видел новости, я видел машины, я видел, с какой скоростью они развиваются, и это, возможно, усилило страсть к автоспорту.

«Может быть, другая причина в том, что менталитет финнов довольно нейтральный», — добавляет 43-летний мужчина. «Мы относительно нейтральные люди, в нашей жизни нет супер-взлетов или супер-падений – у нас довольно обычные и среднестатистические дни. В такой напряженной обстановке это хорошо.

«На тебя оказывается большое давление, ты в центре внимания, и тебе нужно справиться с множеством вещей. Если вы можете сохранять спокойствие и хладнокровие естественным образом, это очень помогает. Финнам, похоже, не нужно слишком усердно над этим работать – даже если ситуация напряженная и сложная, вы сохраняете спокойствие и хладнокровие».

«Я был удивлен, потому что думал, что если Хюлкенберг получит место, выступления Валттери будут, по крайней мере, такими же хорошими, как и у Хюлкенберга».
Хейкки Ковалайнен

Дело в том, что если один из гонщиков Mercedes не получит травму и не встанет Боттас, 2025 год станет первым сезоном Формулы-1 без финского пилота с 1988 года, за год до того, как Лехто дебютировал за «Оникс» в последних четырех этапах. 35-летний Боттас не смог сохранить место в стартовой решетке после того, как не смог набрать ни одного очка на борту борющегося Sauber в 2024 году, а Ковалайнен и Райкконен из предыдущего поколения давно ушли.

Новый резервный гонщик Mercedes, очевидно, предпочитает сохранять позитивный прогноз перед трансферным рынком 2026 года. «На мой взгляд, это все еще не последняя моя гонка», — сказал он в Абу-Даби, — но на данный момент это реальность.

Читайте также:

«Я предвидел, что это произойдет, поэтому не особо удивлён», — говорит Ковалайнен. «Конечно, во второй половине прошлого года стало еще более очевидным, что даже Валттери не собирается продолжать карьеру гонщика.

«Когда Sauber не хотела подписывать контракт и подписала Хюлькенберга раньше Валттери, я был удивлен, потому что думал, что если Хюлькенберг получит место, то выступления Валттери будут, по крайней мере, такими же хорошими, как и у Хюлькенберга. Я думаю, что за этим, вероятно, стоят какие-то маркетинговые причины, но это немного разочаровывает, если это маркетинговое решение, потому что обычно такие крупные бренды – если вы хотите стать топ-командой, вы выбираете драйверов на основе результатов. , а не по маркетинговым причинам.

Боттас потерял гонку на Sauber в 2025 году, завершив длительную серию, когда в Формуле-1 на стартовой решетке был финн.

Боттас потерял гонку на Sauber в 2025 году, завершив длительную серию, когда в Формуле-1 на стартовой решетке был финн.

Фото: Зак Могер / Motorsport Images

«При этом Хюлкенберг выступил довольно хорошо, я не говорю, что он не тот парень. Но то, что Валттери был там три года, а потом не продлил контракт, заставило меня почувствовать, что в этих отношениях чего-то не хватает – чего-то, что им не нравится в Валттери, или они не думают, что он соответствует их планы».

Проблема в том, что ни один финский гонщик не приблизился к тому, чтобы присоединиться к чемпионату с момента дебюта Боттаса в 2013 году в составе Williams. Фактически, единственным молодым человеком, участвовавшим в основной серии Формулы-1 (F2 или ранее GP2) за последние пятнадцать лет, был Нико Кари, который был юниором Red Bull в сезоне 2016-17 после победы в серии SMP F4.

Затем Кари занял десятое место в своих первых европейских кампаниях F3 и GP3, чего было недостаточно, чтобы сохранить за собой место в академии. Его (неудачный) единственный выход в Формулу-2 произошел в последних двух этапах 2018 года, и он не участвовал в каких-либо серьезных гонках со времен Европейской серии Ле-Ман 2020 года.

Почему в последнее время в юниорских формулах так мало финнов?

«Это хороший вопрос, у меня, вероятно, нет на него правильного ответа», — говорит Ковалайнен, который готов помочь молодым финским гонщикам в гонках на одиночных гонках или в ралли, поскольку сам обращался за советом к Кеке Росбергу, будучи многообещающим. -приходящий гонщик. «Этот вопрос мы также обсуждали в студиях Формулы 1, когда я работаю на телевидении. У нас нет четкого консенсуса.

«Разница сегодня с, например, моим временем, когда я был одним из первых, кто присоединился к юношеской программе Renault, а Renault была одной из первых, кто фактически создал юношескую программу – в те дни главное, что я полученная от этой программы финансовая поддержка. Итак, они оплатили все мои гонки в юниорских категориях.

«Но в настоящее время, насколько я понимаю, даже если тебя выбирают в «Феррари», «Мерседес» или в какую-то другую юношескую программу, большинству ребят все равно приходится самим вносить некоторый бюджет – и это довольно большое препятствие, потому что бюджеты довольно огромные. , а Финляндия не такой уж большой рынок, особенно в наши дни, когда экономика испытывает трудности. В целом, это трудное время для многих компаний, для многих людей и семей. Особенно сложно собрать деньги на что-то вроде гонок. Я думаю, что это, вероятно, одна из причин.

«Другая сторона в том, что очень хороших людей выбирают. Если ты сможешь показать, что ты выдающийся талант и делаешь что-то особенное, таких ребят все равно возьмут. Хотя с финансами было сложно разобраться, в то же время некоторые из юных гонщиков, вероятно, смогут посмотреть в зеркало и найти там часть причины.

Ковалайнен достиг Формулы-1 благодаря поддержке Renault в начале своей карьеры, но это не было гарантией успеха (как обнаружили Лоик Дюваль и Хосе-Мария Лопес), что лишь иллюстрирует трудности, с которыми сталкиваются финны.

Ковалайнен достиг Формулы-1 благодаря поддержке Renault в начале своей карьеры, но это не было гарантией успеха (как обнаружили Лоик Дюваль и Хосе-Мария Лопес), что лишь иллюстрирует трудности, с которыми сталкиваются финны.

Фото: Renault F1

«Вам действительно нужно время от времени делать что-то особенное. Я не думаю, что вам обязательно нужно выигрывать все юниорские чемпионаты или все гонки, в которых вы участвуете, но вам нужно сделать что-то выдающееся, что-то, что подхватит люди. Возможно, именно этого не хватает парням, которые пытаются построить карьеру в Формуле 1».

Не поймите его неправильно: Ковалайнен не означает, что ему было легко.

«С самого начала было совершенно ясно, что, пока я выполняю свою работу достаточно хорошо, они счастливы, они могут продвигать мою карьеру, они могут каждый раз выводить меня на новый уровень», — рассказывает бывший протеже Renault. «Но в то же время была большая конкуренция. Было [six] из нас в самом начале юниорской программы Renault, и в итоге я был единственным, кто прошел весь путь и стал пилотом Renault Формулы-1.

«Я не выигрывал все чемпионаты, в которых участвовал, но каждый год мне удавалось занять несколько поул-позиций, выиграть несколько гонок и удивить некоторых. Им это понравилось, и это, по сути, было ключом к тому, чтобы затем привести меня в Формулу-1».

Важно отметить, что в этом году в Формуле 3 появится финн: Туукка Тапонен, который два года работает в Академии пилотов Ferrari.

Совсем недавно французско-финский юноша Маркус Аманд блистал в картинге, выиграв чемпионат Европы CIK-FIA 2019 года в категории OK-Junior, но его карьера в одноместном автомобиле не пошла на взлет. Аманд не одержал ни одной победы за три года в Формуле 4 и Формуле Regional, а в прошлом году перешел в Porsche Carrera Cup France.

Важно отметить, что в этом году в Формуле 3 появится финн: Туукка Тапонен, который два года работает в Академии пилотов Ferrari. Тапонен — трехкратный чемпион Финляндии по картингу, а также завоевал титул чемпиона мира в 2021 году. В прошлом году он выиграл региональный чемпионат Ближнего Востока Формулы, затем занял третье место в европейской серии после Рафаэля Камары и Джеймса Уортона, действующих и бывших юниоров Ferrari соответственно. .

18-летний гонщик из Лохья, в 30 милях к западу от Хельсинки, сейчас выступает в Формуле-3 в составе команды ART Grand Prix, помня об успехе своего соотечественника в этом чемпионате (тогда называвшемся GP3) с той же командой.

«ART GP — знакомая нам, финнам, команда. Например, Валттери Боттас выиграл чемпионат с командой ART GP, прежде чем перейти в серию Формулы 1», — отметил Тапонен. Если бы ему пришлось подражать Боттасу 14 лет спустя, юноша завоевал бы титул Формулы-3 в качестве новичка, прежде чем перейти в Формулу-1 в 2027 году…

Сможет ли Тапонен стать следующей большой надеждой Финляндии в Формуле-1?

Сможет ли Тапонен стать следующей большой надеждой Финляндии в Формуле-1?

Фото: АРТ Гран При

В этой статье

Бен Винель

Формула 1

Валттери Боттас

Хейкки Ковалайнен

Туукка Тапонен

Будьте первым, кто узнает и подписывается на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.



Ссылка на источник