ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Как Мартин организовал свой триумф в MotoGP против Банайи


Еще один сезон, еще один поединок между Хорхе Мартином и Франческо «Пекко» Баньяйей. Но на этот раз это был годичный бой; изнурительное соревнование из 40 сражений. По сути, это производство создано как повторение 2023 года. Независимый Pramac Ducati пытается свергнуть могучую фабрику Ducati; частный спор против удушающего доминирования итальянской марки как с точки зрения численности, так и с точки зрения производительности.

Но кастинг имеет значение. И один из главных героев в 2024 году вышел на сцену новым человеком. Драматург мог бы назвать это развитием характера. Назовите это как хотите: на этот раз успех Мартина принес немного иное выступление.

Слова «если бы» и «было бы» возникают с монотонной регулярностью в любом анализе истощающего перетягивания каната, в котором Мартин отстал всего на 10 очков после его уверенного стремления к третьему месту в финале «Барселоны». Вероятно, этой зимой они крутятся в голове Банайи не меньше, чем все остальные.

Но если вы пойдете по этому пути, вы получите лишь художественную литературу, сравнимую с целой книгой, и несправедливое убеждение в том, что Банайя проиграл этот чемпионат, а не Мартин его выиграл. Реальность такова, что Мартин заслужил титул, продемонстрировав более высокий уровень стабильности, чем Банайя, в первую очередь за счет меньшего падения, чем его соперник.

Лучше всего об этой истории говорят итоги подиумов в конце года. Баньяйя выиграла 11 Гран-при против трёх у Мартина. И все же Мартин сравнялся с ним по воскресному счету на подиуме: 16-16. Другими словами, победа Пекко редко оказывалась для Мартина ударом молота. Он будет немного дальше по дороге, набирая хорошие очки.

Теперь о спринтах. Каждый мужчина выиграл семь. Ничего, что могло бы их расколоть, несмотря на устрашающую субботнюю репутацию Мартина. Однако Мартин взял 16 подиумов против 10 у Банайи. См. выше. Мартин сумел найти правильное сочетание скорости и смысла в нынешней системе. Это то, что делают чемпионы.

Как Мартин организовал свой триумф в MotoGP против Банайи

Мартин открыто рассказал о своих психологических битвах во время титульного боя – возможно, это его самая большая проблема на пути к завоеванию титула в финале.

Фото: Gold and Goose / Motorsport Images

И это возвращает нас к нашим лидерам в матче 2024 года Пекко против Хорхе. Багная, североитальянский аналитик, снова должен был стать спокойным математиком. Мартин, горячая голова из многолюдной столицы Испании, должен был быть быстрым, но хрупким.

Но никто не сказал Мартину, что он должен придерживаться своего устоявшегося характера. Поэтому он нашел спортивного психолога Ксеро Газоля, который помог ему скорректировать свой подход. Он научился выжимать из себя максимум, поднимать свою зрелость на ступеньку выше и помнить радость гонок даже в сложных ситуациях, пытаясь сохранить при этом чувство перспективы. Этот чемпионат был выигран в основном между ушами.

Однако ни в коем случае это не было легко. На протяжении всего года Мартин гораздо более открыто говорил о своих сомнениях и слабостях, чем среднестатистический элитный спортсмен. Тем более после того, как работа была сделана.

Психическая сила, которую развил Мартин, оказалась решающей с точки зрения последовательности, которая принесла ему корону. По прошествии года он понял парадокс: у него было бы больше шансов совершить ошибку, если бы он сбавил темп.

«Я боролся со своим психическим здоровьем», — признался он в начале кампании. «В прошлом сезоне, даже будучи вторым, я был вполне счастлив. Но потом у меня появилось много страхов. Я очень боялся, что никогда не стану чемпионом MotoGP. Благодаря моему тренеру я значительно улучшился. Я был больше сосредоточен на надежде на победу, чем на страхе проигрыша».

Психическая сила, которую развил Мартин, оказалась решающей с точки зрения последовательности, которая принесла ему корону. По прошествии года он понял парадокс: у него было бы больше шансов совершить ошибку, если бы он сбавил темп. Как обнаружил Банайя, соперника, который идет быстрее, когда он играет консервативно, трудно удержать, если вы отстаете. Третий раз, когда Багная сделал это на Motorland Aragon в сентябре, действительно оказался последним.

Прогресс Мартина в устранении падений был заметным – только один из четырех случился после летнего перерыва. Особенно заметно перед перерывом он разбился, лидируя на Гран-при Испании и Германии, последнему остался всего один круг. Он также упал в спринте в Муджелло. После праздников? Просто авария в Мандалике. (Технически это не был DNF, так как он перемонтировался, но падение привело к нулевому баллу). Была также тактическая ошибка, когда он слишком остро отреагировал на дождь в Мизано, набрав всего одно очко после пит-стопа.

Читайте также:

Багная допустил ляпы в спринтах в Барселоне, Сильверстоуне и Сепанге, а падение на Гран-при Эмилии-Романьи также было его собственной заслугой. По явным ошибкам — ничья: каждый ошибся по четыре раза. Но хотя все ошибки Мартина были совершены в одиночку, у Банайи были и другие инциденты, которые были немного более нечеткими. Они могли бы занять теоретиков «а что, если» на всю зиму.

Столкновение Баньяи с Алексом Маркесом в Арагоне поставило итальянца в тупик в борьбе за титул против Мартина.

Столкновение Баньяи с Алексом Маркесом в Арагоне поставило итальянца в тупик в борьбе за титул против Мартина.

Фото: Gold and Goose / Motorsport Images

Загадочная техническая проблема, из-за которой Банайя выбыл из спринта в Ле-Мане, была достаточно ясна. Но затем произошли три инцидента с участием других гонщиков. Произошла авария на первом повороте спринта в Хересе и авария с Марком Маркесом в Португалии. Наконец, поворотный момент в «Арагоне» зависел от столкновения Баньяи с Алексом Маркесом. Во всех случаях вина была спорной, но, как признался Банайя после сезона, он мог бы «лучше понимать некоторые ситуации».

В этой связи сравните поражение Мартина от Энеи Бастианини на Гран-при Эмилии-Романьи. Заводская Ducati вытеснила Мартина с трассы и вырвалась вперед на последнем круге. Терпение или реакция как пресловутый вспыльчивый человек могли означать падение Мартина. Вместо этого он подставил другую щеку и набрал 20 очков в тот день, когда Банайя не получил ни одного.

Отношения между двумя лидерами никогда не подвергались испытаниям в духе Бастианини. Отношения между Мартином и Банайей продолжали оставаться вежливыми и спортивными. Ни средства массовой информации, ни промоутеры не смогли найти никаких изъянов в своем искреннем уважении друг к другу. То же самое произошло с менеджером заводской команды Ducati Давиде Тардоцци и его коллегой из Pramac Джино Борсой.

Ducati позволила задаче Прамака решиться без вмешательства. Это продемонстрировало замечательное понимание более широкой картины. В конце концов, наличие на старте восьми мотоциклов – особенно Pramac GP24 – является одной из причин доминирования марки. Завоевание Мартином титула гонщиков в независимой команде можно рассматривать почти как награду за все те данные, которые помогли Банайе побеждать в 2022 и 2023 годах.

И последнее замечание поединка: если вы считаете, что чемпионы должны обладать невероятной скоростью вне штрафной, Мартин — ваш человек. Второй год спринтерского формата еще раз подчеркнул, что Банайе нужно больше времени на тренировки (и соответствующие данные от орд Ducati), чтобы по-настоящему начать работу. Может быть, это и хорошо, но начало квалификации по пятницам усложняет ему задачу и оказывает побочный эффект на некоторые спринты. Он также подвергся воздействию погодных условий, как это было в Австралии.

То, что с самого начала это были скачки на двух лошадях, имело свои недостатки. Поддерживать ажиотаж вокруг вежливой дуэли в течение 20 выходных с марта по ноябрь может оказаться непростой задачей. К счастью, было несколько дополнительных сюжетов.

В начале сезона взаимодействие между раскрученным новичком Педро Акостой и возрожденной легендой Марком Маркесом, возможно, было шоу. Акоста прибыл в Катар как действующий чемпион Moto2 и рекламировался как следующий Маркес. С другой стороны, у шестикратного чемпиона мира MotoGP наконец-то появился Ducati. Конечно, не GP24, но после многих лет борьбы с травмами и упорной Honda 2024 год стал началом новой – и, вероятно, последней – главы в его карьере.

Ожидалось, что ни один из них не будет бороться за титул. Акоста был новичком на независимом Tech3 KTM, а Маркес, несмотря на огромный опыт, ездил на сателлите Ducati годовой давности, выставленном Грезини. Но сможет ли их гений преодолеть эти недостатки? Это был вопрос в Катаре.

Новичок Акоста и помолодевший Маркес вместе привнесли волнение в 2024 год после битвы за титул.

Новичок Акоста и помолодевший Маркес вместе привнесли волнение в 2024 год после битвы за титул.

Фото: Gold and Goose / Motorsport Images

Когда 19-летний спортсмен осмелился обогнать 31-летнего на первом этапе, было трудно не увлечься повествованием о двух выдающихся талантах на противоположных концах своей гоночной жизни, оба сражаются со своими машинами, в то время как один пытается вырвать у другого рекорд «самого молодого победителя премьер-класса».

Они повторили свои выходки в Португалии, где Акоста унаследовал первый подиум после столкновения Маркес и Баньяйя. К тому времени, как цирк прибыл в Испанию, у Акосты была еще одна трибуна, а у Маркеса – нет. Но именно Маркес затмил всех в Хересе, чуть не свергнув Банайю в незабываемом бою.

После этого их пути разошлись, когда ажиотаж улегся и последние Ducati увеличили свое преимущество. Маркес в итоге выиграл три Гран-при при благоприятных условиях, но Акосте пришлось довольствоваться пятью подиумами и поулом в Мотеги. Но усилия этих двух «неблагополучных» соперников дополняли титул взад и вперед. На этом интригующем фоне каждый из них войдет в состав своих заводских команд в 2025 году с еще одним ожиданием.

Читайте также:

Победа Виньялеса в Гран-при Америки была всем, что помешало Ducati получить полную оценку по воскресеньям, но доминирование марки действительно поднялось на ступеньку выше по сравнению с и без того выдающимися 17 из 20 побед на Гран-при в 2023 году.

Акоста был в шаге от победы над заводским гонщиком KTM Брэдом Биндером и занял пятое место в чемпионате. Оба сильно отставали от товарища Банайи по команде Бастианини, но это, по крайней мере, позволило им опередить половину Ducati в окончательном подсчете. Таким образом, KTM был вторым лучшим производителем в целом, но его попытки начать работу с 2023 года, когда Биндер выиграл пару спринтерских гонок, не впечатляли. Несмотря на некоторую последовательность, австрийцы на этот раз так и не одержали победу.

Aprilia набрала меньше очков и в целом боролась, но была единственным производителем, выигравшим что-либо, кроме Ducati. Лучшим гонщикам Ноале всегда нравились Сильверстоун и Барселона, а Алейш Эспаргаро должным образом завоевал поул в Британии и одержал победу в спринте во время июньского визита в Каталонию. Однако бесспорным событием стал успех Маверика Виньялеса на выходных в Остине.

Победа Виньялеса в Гран При Америки была всем, что помешало Ducati получить высокие оценки по воскресеньям, но доминирование марки действительно поднялось на ступеньку выше по сравнению с и без того выдающимися 17 из 20 побед на Гран-при в 2023 году.

На другом конце рынка японские производители достигли новых минимумов. Honda, по крайней мере, выиграла гонку в 2023 году, а Yamaha завоевала подиумы. На этот раз ничего подобного не произошло: Honda часто поддерживала стартовую решетку, пытаясь справиться с жизнью после Маркеса. Но позже в этом сезоне оба показали признаки улучшения, и уступки должны помочь этой тенденции продолжиться.

Хотя отношения не ухудшались, у Мартина появилась дополнительная мотивация после того, как заводская команда Ducati во второй раз пренебрегла им сразу после Гран-при Италии. Он был близок к тому, чтобы поехать туда в 2023 году, прежде чем Бастианини получил одобрение. Затем, в июне этого года, он резко отказался от своих планов на 2025 год в пользу Марка Маркеса. Мартин сразу же подписал контракт с «Априлией» на следующий год, то есть он участвовал в гонках более половины сезона, зная, что, скорее всего, это будет его последний бой за титул на какое-то время. И есть что доказать.

Мартину нужно было доказать свою правоту в 2024 году, и он принес Прамаку титул перед тем, как отправиться в Априлию.

Мартину нужно было доказать свою правоту в 2024 году, и он принес Прамаку титул перед тем, как отправиться в Априлию.

Фото: Дорна

В этой статье

Ричард Ашер

МотоГП

Хорхе Мартин

Узнайте первыми и подпишитесь на обновления новостей по этим темам в режиме реального времени.



Ссылка на источник