ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Как Норрис завоевал поул на трассе McLaren


Ночью в Лас-Вегасе, на фоне шума американских пенсионеров, квартал за кварталом вкладывающих свои сбережения в игровые автоматы, Лэндо Норрис использовал опыт, полученный в ходе борьбы в начале сезона за то, чтобы сорвать джек-пот в решающий момент.

Такова точка зрения руководителя команды McLaren Андреа Стеллы – ну, возможно, не о вбрасывании мелочи в цепкие двигатели позднего капитализма, но, безусловно, о гонщике, развивающем сильный импульс в решающий момент. На начальном этапе этого сезона был момент, в качестве примера можно привести Бахрейн и Саудовскую Аравию, когда можно было почти рассчитывать на то, что Норрис расстроит свои позиции в третьем квартале.

На скользком асфальте Лас-Вегаса, неприятной трассе, которая стала еще более ужасной из-за начавшегося дождя перед квалификацией, Норрис был не совсем идеален, но он проехал круг чисто и достаточно быстро для поула в вечер, когда семикратный чемпион не смог показать себя лучше, чем 20-е место. И все это на стадионе, где McLaren боролась последние два сезона и не ожидала, что добьется успеха.

Действительно, прошлогодний победитель Джордж Рассел задавал темп на своем Mercedes на протяжении всего уик-энда, пока в третьем квартале его не подвел гидроусилитель руля. Но, как незабываемо пел Кенни Роджерс, никогда не считаешь свои деньги, пока сидишь за столом.

«Я думаю, что то, что мы видим по выступлениям Лэндо, смог последовательно добиться результатов на протяжении последних гонок, — сказала Стелла. — Я бы назвала это капитализацией некоторых важных фрагментов информации, которые мы получили в первой части сезона, в которой Лэндо не всегда удавалось реализовать весь потенциал, которым он располагал.

«В основном это заслуга самого Ландо, что он действительно приложил особые усилия, пытаясь понять, чему можно научиться из различных аспектов, которые важны для гонщика Формулы 1. Они могут быть техническими, они могут быть подходом к событию, могут быть некоторые аспекты того, как вы подходите к сессии вместе со своими инженерами, и это то, что мы называем целостным подходом».

Как Норрис завоевал поул на трассе McLaren

Лэндо Норрис, McLaren

Фото: Гленн Данбар / LAT Images через Getty Images

С третьего по первый

На своем последнем круге в третьем квартале Норрис был третьим по скорости, более чем на полсекунды опережая борющегося товарища по команде Оскара Пиастри, но уступая Максу Ферстаппену и Карлосу Сайнсу, которые только что прошли примерно на десятую часть быстрее Норриса, и их разделяли всего 0,039 секунды.

Сравнение данных быстрых кругов Ферстаппена и Сайнса само по себе является интересным упражнением и показывает, насколько легко было оставить время на столе в сложных поворотах «лево-право-лево» 14-16 поворотов в конце полосы. Карлос отставал от Макса на три десятых на начальной стадии этой прямой, но сократил этот отставание до 0,054 секунды к вершине 14-го поворота. Всплеск пробуксовки колес для Сайнса затем снова увеличил разрыв, но на последней прямой он сократился, набрав небольшой импульс, когда Ферстаппену пришлось очень слегка надавить на газ на повороте перед финишной чертой.

Оптика гонщика всегда завораживает. «Я думал, что этот круг достоин поула», — сказал Сайнс о своих усилиях. «Когда я завершил круг, я увидел себя на первой позиции, а затем понял, что был первым, кто пересек флаг.

«И да, возможно, это продлится недолго, учитывая, что эти два парня будут позади, но это было похоже на действительно хорошую квалификацию».

«Если вы посмотрите на весь третий квартал, мы никогда не были там», — сказал Ферстаппен с почти слышимым хмыканьем на круге, который был всего на миллисекунды быстрее.

«Мы никогда не были первыми, мы никогда не были достаточно быстрыми, и быть вторыми – это нормально».

Сравнение данных Норриса и Ферстаппена показывает, что Норрис был впереди с того момента, когда они пересекли линию начала круга. На прямой он ехал на 5 км/ч быстрее, разрыв, который затем сократился – возможно, из-за характеристик силовой установки, а может быть из-за конфигурации аэродинамики – но основной ущерб был причинен Максом, который сбросил газ и слился с тормозом ранее в первом повороте. К тому времени, когда они достигли точки между вершинами первого и второго поворотов, они ехали практически с одинаковой скоростью, но теперь Макс отставал на 0,321 секунды.

Затем Ферстаппен немного отыграл время, поскольку Норрис изо всех сил пытался снова нажать на педаль газа так же чисто, но Норрис смог на подходе к третьему повороту разогнаться примерно на 10 км/ч быстрее, несмотря на то, что педаль газа была немного больше поднята — опять же, фактор различий в характеристиках машины.

Затем разрыв оставался постоянным на уровне около четырех десятых до подхода к квадратному правому повороту в пятом повороте, где Ферстаппен выиграл чуть более десятой доли, более постепенно отпуская газ и позже сливаясь с тормозом. Затем Норрис отпустил тормоз и начал нажимать на газ, прежде чем дать задний ход и снова нажать на тормоз, но ему все же удалось начать восстанавливать свое преимущество в скорости, немного более агрессивно нажимая на газ, как только он выровнял машину.

Еще больше проблем с медленным поворотом

Именно на сложном участке между шестым и девятым поворотами во втором секторе по-настоящему проявилось неверие Ферстаппена в свою машину. Шестой поворот представляет собой относительно плавный поворот, прежде чем он ужесточится, и Ферстаппен начал подниматься относительно рано после апекса; не так резко от громкого лепестка, как Норрис, но достаточно, и еще раньше на тормоз. Когда Норрис стартовал, он ехал почти на 30 км/ч быстрее.

Между 8 и 9 поворотами Норрис смог более решительно снова нажать на педаль газа на ключевые доли секунды, что привело к тому, что разница в скорости достигла пика в 11 км/ч – этого было достаточно, чтобы увеличить отрыв до полной секунды в вершине 9 поворота.

После этого разница оставалась относительно стабильной до конца второго сектора, несмотря на то, что Норрису пришлось незначительно подниматься в 10-м повороте.

Норрис оставляет время на столе

«Даже на круге с поул-позицией в последней шикане произошла довольно существенная ошибка, которая стоила нескольких десятых секунды», — сказала Стелла.

Это очень точное описание, и на бортовых видеозаписях видно, как долго Норрису пришлось бороться с машиной в повороте: он позже отпустил газ, но врезался в тормоз раньше, чем Ферстаппен. Это был лишь один из участков трассы, который перемещал гонщиков вверх и вниз по стартовой решетке, чтобы использовать прилагательное выходного дня «отрывочный».

Более аккуратный выход Макса из 16-го поворота, где Норрису пришлось дважды сбросить газ, чтобы подавить пробуксовку колес, на короткое время дал ему преимущество в 30 км/ч, которое Норрис не утрачивал до подхода к 17-му повороту. Это сократило разрыв до трех десятых.


Но Норрис уже проделал тяжелую работу в начале круга – и поставил себя на место, чтобы сделать это, будучи единственным гонщиком, который смог быстро проехать круг в конце, в то время как другие были скомпрометированы своими планами забега или, в случае с товарищем по команде Пиастри, желтыми флагами.

«Это трудные условия, даже если темп есть», — объяснила Стелла.

«И в первом квартале мы увидели, что темп у Ландо определенно был сильным, но он оказался ближе к концу сессии, когда трасса резко улучшалась, в пробке, по сути, следуя за медленной машиной. И это определялось темпом.

«Таким образом, время круга, которое мы видим, является не подлинным отражением скорости, которая была доступна машине, а скорее тем фактом, что последние два круга он следовал за медленной машиной. И на самом деле, мы определенно сказали, что главный вывод из сессии: нам нужно создать пространство.

«Мы не можем думать так, как будто мы обгоняем ситуацию или решаем ее каким-либо другим способом, потому что мы можем слишком сильно ограничить свою собственную производительность».

Лэндо Норрис, McLaren

Лэндо Норрис, McLaren

Фото: Кристобаль Эррера-Улашкевич / через Getty Images

Поэтому Норриса выпустили из гаража как можно скорее перед вторым кварталом, чтобы он был в начале очереди на выезд из боксов, а для третьего квартала был разработан план пробега, чтобы вывести его из синхронизации с остальным движением. Все началось с относительно позднего выхода на трассу на промежуточных шинах, а не на полностью мокрых, которым (что необычно) отдавалось предпочтение в первых двух квалификационных сегментах.

Это создавало свои опасности, потому что кто-то другой мог разбиться и вынести красный флаг, но это позволило Норрису нащупать путь к интернам.

«Это было сложно», — сказал он, — «особенно потому, что здесь всегда есть риск появления желтых и красных флагов. Я удивлен, что их не было, в некотором смысле, из-за трудностей сегодня.

«Но мы не были впереди, поэтому я был очень рад подождать еще немного в конце пит-лейна и просто подышать чистым воздухом, держаться подальше от всех остальных, стараться избегать, насколько это возможно, желтых флагов, исключить из этого элемент риска и просто позволить мне проехать несколько кругов, укрепить уверенность в машине.

«Я думаю, что я был единственным, кто получил еще один круг в конце пробега, и это сработало отлично. Мы все еще были довольно хороши раньше, а затем, чтобы определить время — я думаю, нам нравилось толкать-толкать, толкать-круто-толкать или что-то в конце.

«Так что да, просто убедиться, что аккумулятор готов, убедиться, что шины в хорошем состоянии. И, очевидно, возможность проехать на один круг больше, чем все остальные, сработало отлично. Никогда не было легко в такой день, как сегодня, но все работало хорошо».

Мы хотим услышать ваше мнение!

Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.

Пройдите наш опрос

— Команда Autosport.com



Ссылка на источник