Пышные празднования на подиуме являются основой Формулы 1: три лучших финишера пожимают руки различным высокопоставленным лицам, распыляют шампанское и забирают свои трофеи в конце каждого Гран-при. Но проектирование и разработка трофеев, которые они поднимают над головой, начинаются за несколько месяцев до того, как гаснет свет в начале гонки Формулы-1.
Трофеи были основным продуктом Формулы-1 с самого начала серии: трофей Мервина О’Гормана был вручен Джузеппе Фарине за победу на Гран-при Великобритании 1950 года. С тех пор трофеи с годами становились все более сложными и детализированными: победители получали все: от точных карт трасс и логотипов спонсоров до индивидуальных наград.
Но когда дело доходит до создания нового трофея Формулы-1, первый вопрос заключается в том, кто будет его проектировать. По словам представителя японской гонки в Сузуке, решение о дизайне может принять одна из трех сторон, при этом титульный спонсор гонки получает первый отказ, затем национальной спортивной организации (Автомобильная федерация Японии) предоставляется возможность разработать его, прежде чем будет задан вопрос о самой трассе.
После того, как решено, какая организация выберет дизайн трофея, в правилах Формулы-1 по трофеям указывается ряд требований, которым награда должна соответствовать.
«Они должны соответствовать определенным размерам, а также существует ограничение по весу, чтобы измученные гонщики могли поднять их без борьбы», — объяснил Кен Одзава, креативный директор Las Vegas Grand Prix Inc.
Формула-1 также устанавливает правила, согласно которым призы за второе и третье места должны быть меньше приза победителя, а также существуют правила в отношении определенных логотипов и обозначений, которые должны быть представлены.
За пределами этих параметров, по словам Одзавы, «возможности дизайна практически безграничны».
Трофей Гран-при Голландии
Для таких трасс, как Зандворт, это означало опираться на историю соревнований с их трофеями, основанными на дизайне, созданном в 1939 году. На таких трассах, как Альберт-Парк, также есть исторические трофеи, которые они раздают из года в год, например, Трофей сэра Джека Брэбэма, а Золотой кубок Королевского автомобильного клуба Сильверстоуна (RAC) — вечный трофей, который передается каждому победителю Гран-при Великобритании.
Для Лас-Вегаса организаторы разработали совершенно новый трофей для вручения его победителям.
«Формула 1 поощряет дизайнеров создавать трофеи, отражающие уникальную культуру и дух города-организатора», — объясняет Одзава. «Поскольку я вырос в Лас-Вегасе, мне было очень интересно использовать свой собственный местный опыт, чтобы сформировать внешний вид трофея».
Начиная с гонки в Лас-Вегасе 2023 года, трофей включает в себя элементы, вдохновленные геологией города, а также яркостью самого Лас-Вегаса: верхняя часть трофея имеет освещение, соответствующее неоновым огням Города грехов.
«Освещение усложнило и увеличило стоимость проектирования и строительства, но оно казалось необходимым для передачи энергии нашего города в ночное время», — объяснил Одзава. «Линейные хромированные формы и огни на вершине трофея призваны передать то, что, по моему мнению, может увидеть гонщик Формулы-1, пролетая вторую по длине прямую в календаре на скорости 220 миль в час».
После того, как дизайн трофея был согласован, он был подписан генеральным директором Гран-при Лас-Вегаса Эмили Празер и дважды проверен на соответствие рекомендациям Формулы-1, прежде чем поступить в производство.
Сбор трофеев начинается примерно за три месяца до того, как погаснет свет, объясняет Одзава. Первым шагом является изготовление отливки основания, которая начинается с 3D-печати, а затем изготавливается из бронзы и обрабатывается раствором нитрата железа, чтобы придать ему эффект песчаника.
Джордж Рассел, команда Mercedes-AMG F1, Льюис Хэмилтон, команда Mercedes-AMG F1
Фото: Гленн Данбар / LAT Images через Getty Images
Для создания основной части трофея верхние части из смолы, напечатанные на 3D-принтере, хромируются, а внутри размещен ряд ярких белых светодиодов, освещающих отверстия через линзы неонового цвета. Затем в основание устанавливаются аккумуляторные батареи для питания фонарей.
После того, как трофей готов, его помещают в специальный футляр из авиационного алюминия, который защищает его до тех пор, пока он не понадобится на подиуме Формулы-1.
Гонка в Вегасе использовала один и тот же дизайн для своих первых трех выпусков, и Одзава пока не совсем готов готовить новую версию трофея.
«На мой взгляд, успешный дизайн должен оставаться в силе хотя бы несколько лет, чтобы трофей мог стать визуальным символом гонки», — пояснил он. «Существует потенциальное давление – например, спонсор гонки потенциально может захотеть создать трофеи, представляющие его бренд.
«Я также хотел бы вернуться к чертежной доске для будущих гонок, если бы я почувствовал, что дизайн трофея не был хорошо принят гонщиками и болельщиками или если бы дизайн начал казаться устаревшим».
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





