После Гран-при США в октябре Джордж Рассел прокомментировал силу поул-позиции в сезоне Формулы-1 2025 года — или, по крайней мере, корреляцию между квалификацией и финишем гонки в этом сезоне. «Сейчас в Формуле-1 идет гонка к первому повороту», — отметил он, и после того, как его заблокировали в начале соревнований в Остине, восстановление вряд ли было возможно.
Хотя квалификация должна принести определенную награду гонщикам, которые смогли проехать круг в субботу, очень чувствуется, что в этом сезоне это имело большее значение.
Действительно, цифры подтверждают эту теорию: 14 из 20 Гран-при в 2025 году были выиграны поляком, что, безусловно, является самым высоким показателем за последнее десятилетие (коэффициент реализации 70%). Даже 2023 год, сезон, характеризующийся доминированием одной команды и одного гонщика, не достиг таких показателей.
Самый низкий показатель попаданий в нашей выборке (38%) в 2019 году продемонстрировал явное несоответствие между превосходством Ferrari на одном круге и ее гоночным темпом. В то время как Шарль Леклер реализовал два поула, остальные четыре остались без победы, что, возможно, символизирует его удивительно низкий показатель реализации за всю карьеру в Формуле-1. Если бы вы чувствовали себя немилосердно, вы могли бы сказать, что сравнительное отсутствие поулов у Леклерка в этом сезоне (его единственный поул, появившийся в Венгрии, который он не выиграл) значительно повысило показатель попаданий…
Точно так же Себастьян Феттель не реализовал ни одного из своих поулов в 2019 году, Валттери Боттас реализовал два из своих пяти поулов, а Льюис Хэмилтон — три из своих пяти. В том году у Mercedes, как правило, была машина, которая изо всех сил пыталась нагреть шины на протяжении одного круга, но превзошла Ferrari по деградации на протяжении всего Гран-при. Единственным поулом, не принадлежащим к Mercedes или Ferrari, был Макс Ферстаппен из Red Bull, который превратил один из двух своих поулов в победу.
В первых четырех этапах 2025 года каждую гонку (не считая спринтов) выигрывал поляк. Последующие два первых места Ферстаппена в пятом и шестом раундах в Джидде и Майами выиграл Оскар Пиастри, а в Имоле рекорд поменялся, когда Ферстаппен набросился на Пиастри на первом повороте. Очевидно, утверждение Рассела имело вес в этой конкретной гонке.
Коэффициент конверсии поулов в победы за последние 10 лет (при этом 2025 год, несомненно, будет самым полезным для тех, кто быстрее всех прошел квалификацию)
Из трех других Гран-при, не выигранных с поула (опять же, удобно сгруппированных вместе), Ферстаппен не выиграл в Сильверстоуне, Ландо Норрис уступил лидерство Пиастри на первом круге в Бельгии, а неожиданный поул Леклерка в Венгрии продлился недолго, поскольку темп Ferrari снизился на длинной дистанции. Все шесть последних гонок были выиграны обладателем поула.
В 2025 году обгонять стало сложнее, и это одна из ловушек компактного поля. Если все машины движутся с одинаковой скоростью, становится очень сложно приблизиться к идущей впереди машине, не говоря уже об обгоне. Даже если туда доберется другой водитель, эффект загрязнения воздуха от нынешних машин увеличится по сравнению с исходным парком автомобилей в 2022 году.
Автомобили также находятся на этапе, когда они производят меньше скольжения на прямой, поскольку они настолько эффективны, но, в равной степени, эффект развития аэродинамики в этом нынешнем поколении означает, что они имеют тенденцию производить больше грязного воздуха в поворотах. Таким образом, действие на трассе находится между молотом и наковальней. Из-за меньших по размеру задних крыльев на более быстрых трассах по сравнению с предыдущими годами система DRS в значительной степени становится неэффективной.
Решит ли квалификация титул чемпиона Формулы-1 в 2025 году?
Само по себе нет; По мнению Рассела, речь идет о том, как водитель борется с толпой машин вокруг него в первом повороте. Тем не менее, поул-позиция частично защищает гонщика от большей части этого безумия, а хороший отрыв от линии действительно имеет тенденцию давать преимущество.
Это также частично ситуативно. Возьмем, к примеру, расу с низкой деградацией; поляк с большей вероятностью сохранит его на всех этапах гонки, будь то Ферстаппен или один из двух McLaren. В гонке с более высокой деградацией (или гонке с терморегулированием), где Ферстаппен стартует спереди, у McLaren есть немного больше возможностей вырвать это.
Возьмем, к примеру, Остин; Если бы Леклер не продемонстрировал такую звездную оборонительную атаку против Норриса, Ферстаппен мог бы столкнуться с более серьезной проблемой, поскольку темп McLaren был немного выше, чем у Red Bull. Это была не особенно напряженная гонка, но нагрузки на шины действительно поставили их на грань таких проблем, как перегрев.
Макс Ферстаппен, Red Bull Racing
Фото: Сэм Бэгналл / Sutton Images через Getty Images
Остальные места проведения в Бразилии, Лас-Вегасе, Катаре и Абу-Даби не вознаграждают поляка в одностороннем порядке, хотя финал мог бы быть более подходящим для дела поляка с флагом. Что касается остальных, то Сан-Паулу может пострадать от ненастной погоды, Лас-Вегас будет подвержен холодному зернению (что, вероятно, повредит McLaren больше, чем Red Bull), а Катар будет жестче с шинами.
Квалификация станет важной отправной точкой для чемпионата, и в этом году еще важнее сделать это правильно, но в трех из последних четырех гонок придется управлять дополнительными переменными.
Старт с поула значительно облегчит жизнь пилоту, но квалификация не будет единственным арбитром того, кто выиграет чемпионат в этом году.
Дополнительный репортаж Рональда Вординга
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





