ФОРМУЛА 1
РАЛЛИ
МОТОГОНКИ

Ретро: величайшая победа Баттона в Формуле-1


Четыре часа четыре минуты 37 секунд. Гран-при Канады 2011 года славится двумя вещами: во-первых, это самая длинная гонка в истории Формулы-1 (рекорд, который, вероятно, никогда не будет побит), и, во-вторых, маловероятная победа Дженсона Баттона после падения на задний план.

Это считается лучшей гонкой Баттона, в которой он боролся со стихией и отсутствием забот со стороны соперников, чтобы работать от передней части поля к задней. Критики могут предположить, что Баттон частично виновен в инцидентах с Льюисом Хэмилтоном и Фернандо Алонсо, и что McLaren очень помогла ему, установив высокую прижимную силу. В любом случае, он вел гонку впереди себя и завоевал главный приз спустя четыре часа после того, как покинул стартовую решетку.

Судя по всему, Баттон участвовал в боевых действиях в первой половине гонки — после четырех кругов позади машины безопасности ему потребовалось еще всего три круга, прежде чем он впервые смог встретиться с товарищем по команде McLaren Хэмилтоном. Хэмилтон квалифицировался на две позиции выше Баттона — стартовал пятым, а Баттон — седьмым — но потерял позиции, когда вступил в контакт с Марком Уэббером на втором повороте на фоне последовавших за этим уклонений.

За этим последовала серия пасов, решенных из-за отклонений от курса: Баттон затем промахнулся в шестом повороте, позволив Михаэлю Шумахеру выйти на пятое место, а Хэмилтон отступил назад, когда Баттон пытался собрать свою своенравную технику. В следующем туре, на шестом круге, Хэмилтон попытался обойти Шумахера на шпильке, но семикратный чемпион удержал будущего семикратного таймера в автономном режиме, чтобы позволить Баттону вернуться на шестое место.

В конце седьмого тура «Макларены» вышли на контакт — Хэмилтон попытался запихнуть свою машину по левую сторону от Баттона на старт-финишной прямой, в то время как Баттон закрывал дверь. Это было воспроизведено примерно 14 лет спустя, когда Оскар Пиастри и Ландо Норрис воспроизвели аналогичный инцидент — и снова водитель, пытавшийся совершить обгон, попал в гораздо худшую ситуацию. Баттон не заметил его приближения.

Хэмилтон получил повреждение левого заднего колеса, и ему пришлось оторваться, что привело к приезду машины безопасности. Баттон использовал машину безопасности как шанс попасть на пит-стоп, отказавшись от полностью мокрых шин, чтобы выйти на промежуточную трассу на 12-м месте, но затем его задержали за превышение скорости под машиной безопасности. Это повлекло за собой штраф за проезд, когда подъехала машина безопасности, и Баттон немедленно опустился на 15-е место.

Ретро: величайшая победа Баттона в Формуле-1

Хэмилтон пытался обогнать Баттона в конце седьмого круга – но тщетно

Фото: Энди Хоун / Motorsport Images

На перерывах британец быстро обошел мокрых полузащитников и ехал значительно быстрее, чем лидер гонки Себастьян Феттель. Команда «Форс Индия» Пола ди Ресты и двух «Рено» несколько затормозила прогресс, поскольку другие игроки «Интера» подняли Баттона на восьмое место. Однако, как только он вывел Виталия Петрова на седьмое место, дождь внезапно усилился и уничтожил сухую трассу на трассе, преимущество промежуточных гонщиков и всю видимость. Стена бледных брызг скрыла спину прямо, что побудило прибыть машину безопасности в ожидании ухудшения условий.

В ответ Баттон снова переключился на дождливую погоду, но дождь продолжал заливать остров Нотр-Дам. После 24 кругов гонка была отмечена красным флажком. Он оставался в перерыве еще два часа.

Когда гонка началась, после длительной задержки и отставания на несколько кругов от машины безопасности, Баттон отправил Педро де ла Росу (заменявшего травмированного Серхио Переса) на рестарте, вышел из ямы для интернов, а затем сел на хвост Фернандо Алонсо после того, как гонщик Феррари показал худшие результаты в двойном стеке команды по интернам. Это вызвало столкновение между ними на третьем повороте, Алонсо вылетел на обочину, а машина безопасности вернулась на трассу после всего лишь двух кругов пробега под зеленым флагом. Это был момент, который вывел Баттона на 21-е – последнее место – поскольку он совершил свой пятый визит на пит-лейн с проколом – а также получил новое переднее антикрыло.

«Но мне это понравилось», — написал Баттон в своей автобиографии. Жизнь на пределе. «Я опустил голову и начал атаку, двигаясь так плавно и быстро, как никогда раньше, и начал свой путь обратно по полю. […] играл на своем McLaren так, будто это картинг, а я снова был ребенком».

Итак, восстановление началось на рестарте на 41-м круге. Автомобили HRT не оказали большого сопротивления при перезапуске, равно как и Virgins и единственный оставшийся Lotus Ярно Трулли. Через 10 кругов Баттон вернулся в десятку лучших, но решил пожертвовать этим еще раз, когда в конце 51-го круга взял пант на скользких шинах. Сформировалась заметная сухая линия, и время в секторе тех, кто остановился на круг раньше, было достаточно соблазнительным, чтобы следовать за ним. В ближайшем будущем Баттон отказался от восьмого места и обменял его на седьмое — но стало еще лучше.

Во-первых, Фелипе Масса совершил аквапланирование во время притирки HRT и сбил себе переднее крыло. Камуи Кобаяши и Петров опоздали на круг и были легкой добычей для Баттона, который также сделал ход Нику Хайдфельду, чтобы занять четвертое место. Оставалось заполнить семисекундный пробел, прежде чем Баттон смог дойти до битвы за второе место между Михаэлем Шумахером и Марком Уэббером, которые, в свою очередь, отставали на 10 секунд от давнего лидера Себастьяна Феттеля.

Затем Хайдфельд вошел в заднюю часть Кобаяши, поскольку гонщик Sauber был ледяным на выходе из второго поворота против Renault с высоким сцеплением с дорогой, и разбрасывал переднюю часть обломков по всей трассе. Автомобиль безопасности снова был задействован, на этот раз всего на четыре круга, чтобы ввести в игру четверку лучших.

Баттон шесть раз выезжал на пит-лейн – один из-за проезда после превышения скорости позади машины безопасности.

Баттон шесть раз выезжал на пит-лейн – один из-за проезда после превышения скорости позади машины безопасности.

Фото: Райнер В. Шлегельмильх / Motorsport Images

Перед Баттоном сидел пройденный кругом Тимо Глок, за несколько дней до этого директор гонки помахал (всем/всем) пройденным бегунам, что незначительно повлияло на его прогресс, поскольку оставалось всего 10 кругов.

Как только машину Virgin удалось очистить, он быстро преследовал Уэббера, который пытался нанести удар Шумахеру изнутри. Когда Уэббер прорезал шикану в конце 64-го круга и ему пришлось провериться, Баттон набросился и отыграл еще одно место, а затем в следующем туре отобрал второе место у Шумахера с DRS. Оставалось всего пять кругов, и отставание от Феттеля в 3,1 секунды должно было сократиться.

Феттель ехал осторожно. Он был силен на мокрой дороге и преодолел первоначальное преимущество над Феррари, а затем, позже, над Кобаяши, чтобы сидеть с удобным буфером. Но машина безопасности уничтожила его, и все еще опасная поверхность трассы не совсем совпадала с его меньшим задним крылом. Таким образом, Баттон вдвое сократил этот дефицит за один круг и продолжил оказывать давление — Феттелю впервые за день пришлось набрать темп.

Как известно, все сводилось к последнему кругу. Баттон находился в пределах досягаемости DRS и приближался, однако именно Феттель сделал всю работу за него. Скольжение на шестом повороте сбило Red Bull с курса, подарив Баттону лидерство и монументальную победу. Он прошёл от задней части к передней всего за 30 кругов и вынудил действующего чемпиона совершить ошибку.

Баттон одержал первую из трех побед в 2011 году, помогая своему подопечному занять второе место в чемпионате.

Баттон одержал первую из трех побед в 2011 году, помогая своему подопечному занять второе место в чемпионате.

Фото: Sutton Images

Как Канада-2011 навсегда изменила гонки на мокрой дороге

После двухчасового периода красного флага гонка в Монреале выявила недостаток в правилах: для забега не было максимально отведенного времени, превышающего двухчасовой лимит для бега с зеленым флагом. Таким образом, был установлен четырехчасовой лимит, который в 2021 году был сокращен до трех.

Примечательно также, что красный флаг был поднят в ответ на саму погоду, а не в ответ на аварию. В последнее время это стало гораздо более приемлемым; Хотя фанаты Формулы-1 шутят, что Pirelli было бы лучше, если бы они не тратили время на изготовление мокрой шины, поскольку ее появлению обычно предшествует пауза в беге, это смесь двух вещей. Видимость, а не сцепление с трассой, является преобладающей проблемой в современных гонках на мокрой дороге.

Формула-1 и FIA попытались обуздать это и протестировали защитные кожухи для уменьшения разбрызгивания, которое усугубляется текущими аэродинамическими пакетами. Еще неизвестно, будут ли правила 2026 года естественным образом учитывать некоторые из этих проблем, особенно с учетом того, что в следующем году шины и кузов станут более узкими, но, тем не менее, должно быть небольшое улучшение.

Хотя сегодня люди склонны осуждать осторожность во время гонок на мокрой дороге, гораздо более приятно, что директор гонки чувствует себя более уполномоченным упреждать ситуации в плохую погоду, а не допускать катастрофы.

Задержки из-за дождя сегодня стали обычным явлением: Гран-при Монако 2022 года начался поздно, поскольку на горизонте был сильный дождь.

Задержки из-за дождя сегодня стали обычным явлением: Гран-при Монако 2022 года начался поздно, поскольку на горизонте был сильный дождь.

Фото: Эрик Юниус

Читайте также:

Мы хотим услышать ваше мнение!

Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.

Пройдите наш опрос

— Команда Autosport.com



Ссылка на источник