Нынешняя эпоха MotoGP сильно отличается от середины-конца 2010-х годов, когда трехстороннее соперничество между Марком Маркесом, Хорхе Лоренцо и Валентино Росси определяло чемпионство.
Акцент на аэродинамику, устройства дорожного просвета и более строгие правила давления в шинах в последние несколько лет фундаментально изменили способ гонок друг против друга на главном чемпионате мира по мотогонкам.
И хотя Ducati доминирует в чемпионате, как никогда раньше, успехи, достигнутые Honda и Yamaha в этом году, фактически приблизили поле.
На Гран-при Японии в прошлом месяце Хоан Мир впервые за два года занял подиум заводской команды Honda, заняв третье место после дуэта Ducati Франческо Багная и Марка Маркеса.
Для многих это стало самым явным признаком того, что направление развития Honda наконец-то приносит свои плоды. Но товарищ Мира по команде Лука Марини поспешил подчеркнуть важность выступления испанца в первой линии квалификации, которое задало тон на оставшуюся часть его уик-энда.
«Каждый мотоцикл способен бороться, пройдя хорошую квалификацию», — сказал он. «Даже [Fabio] Куартараро провел фантастическую гонку, стартовав с поул-позиции, даже несмотря на потенциал [Yamaha] пакет не тот [strong].
«Теперь, с нашим мотоциклом, если вы стартуете с первого ряда, это будет очень легкая гонка по сравнению со стартом сзади и восстановлением, даже если у вас хороший темп, потому что обгонять очень сложно.
«Теперь каждый мотоцикл суперконкурентоспособен, и квалификационный круг очень важен. Мы стараемся каждый раз делать это хорошо, и Джоан очень хорошо справилась с этим в Японии».
Важность пятничной практики

Лука Марини, Honda HRC
Фото: Gold and Goose Photography / LAT Images / через Getty Images
С середины сезона 2023 года MotoGP уделяет еще больше внимания скорости на одном круге. В рамках пересмотренного формата 10 самых быстрых гонщиков на основной тренировке в пятницу автоматически получают место во втором квартале. Это существенное отклонение от предыдущей структуры, где общее время учитывалось после субботней сессии FP3 (теперь переименованной в FP2) для определения порядка Q1/Q2.
Это фактически превратило дневную пятничную тренировку в мини-квалификационную сессию, увеличив интенсивность графика, и без того усложненного добавлением спринтерских гонок. Не сумеешь попасть в топ-10 в пятницу, и весь уик-энд превратится в тяжелую битву. Обеспечьте себе место во втором квартале, и вам гарантировано место в первых четырех рядах сетки.
«Это сильно меняет наш подход к выходным», — сказал Марини. «Сейчас мы прилагаем максимум усилий, чтобы остаться в топ-10, потому что это может изменить ваш уик-энд.
«На данный момент ситуация такова: если у тебя нет темпа, но если ты стартуешь впереди, то можешь добиться очень хорошего результата.
«Если у вас лучший темп на стартовой решетке, но если вы стартуете 12-м, я думаю, гонка будет сложной».
Статистика MotoGP за 2025 год
Победы за пределами первого ряда |
4 |
Подиумы снаружи двух верхних рядов |
11 (в 10 гонках) |
Самая низкая позиция в таблице для победы |
10-е место (Безсекки, Гран-при Великобритании) |
Самая низкая позиция на сетке подиума |
11-е место (Багная, Катар; Зарко, Франция) |
Действительно ли сейчас квалификационный темп важнее гоночного? Данные за 2025 год подтверждают обе стороны аргумента.
Из 18 проведенных на данный момент Гран-при 11 гонщиков (в 10 гонках) финишировали на подиуме после старта за пределами двух передних рядов стартовой решетки. Это говорит о том, что сильный гоночный темп все еще может иметь значение примерно на половине трасс в календаре.
Но также важно подчеркнуть, что ни один гонщик не финишировал на подиуме после того, как стартовал с 12-го места или ниже на стартовой решетке. Это означает, что если кто-то не сможет пройти во второй квартал в субботу утром, его шансы финишировать на подиуме практически исчезнут.
Самый впечатляющий успех 2025 года совершил Багная, который в Катаре поднялся на третье место после того, как из-за аварии в квалификации он остался на 11-м месте в таблице. Иоганн Зарко также стартовал с 11-го места, когда он выиграл Гран-при Франции, но его невероятной победе способствовали необычные обстоятельства в Ле-Мане.
Самая низкая позиция, с которой кто-либо выигрывал гонку в этом сезоне, — 10-е, поскольку Марко Безсекки провел мастер-класс по управлению шинами, чтобы выиграть Гран-при Великобритании для Aprilia.
Конечно, есть обычные предостережения, которые следует учитывать, в том числе исключительный результат Ducati в квалификации в этом сезоне. Это означает, что большинство гонщиков Ducati редко начинали гонку не с позиции.
Квалификация – это еще не все

Полеситтер Фабио Куартараро, Yamaha Factory Racing
Фото: Gold and Goose Photography / LAT Images / через Getty Images
Важно отметить, что аргумент Марини отражает точку зрения японских брендов Honda и Yamaha, у которых больше шансов конкурировать с европейскими брендами, когда они стартуют выше в таблице.
По его словам, гонщикам Honda сложно бросить вызов таким гонщикам, как KTM и Aprilia, когда они квалифицируются в нижней половине стартовой решетки. Но если Honda находится в первом ряду, как это было в Мотеги с Миром, даже чемпиону мира Маркесу приходится проявить агрессивность, чтобы обогнать ее на трассе.
Это совершенно справедливый аргумент, и он подкреплен результатами, достигнутыми Миром и Марини после летнего перерыва на обновленном RC213V.
Но, как показывает сезон Куартараро, сама по себе квалификация не гарантирует успеха. Несмотря на свои блестящие результаты в квалификации, француз в этом году смог превратить в подиум только одну из своих четырех поул-позиций. Даже если принять во внимание его отказ от лидерства в Гран-при Великобритании по причине механики, его коэффициент реализации все еще довольно низок.
В конечном счете, мотоцикл все равно должен быть конкурентоспособным в гоночной комплектации, если он хочет удержаться на исходной позиции. С M1 даже такой одаренный гонщик, как Куартараро, изо всех сил пытается преодолеть его ограничения, когда гаснет свет.
Таким образом, хотя можно сказать, что MotoGP перешел к эпохе «сначала квалификации», все еще есть над чем поработать в спринтах и воскресных гонках.
Нам нужно ваше мнение!
Что бы вы хотели видеть на Motorsport.com?
— Команда Motorsport.com