У Формулы 1 насыщенный календарь, включающий 24 трассы в 21 стране на пяти континентах, но чтобы присоединиться к чемпионату, нужно нечто большее, чем просто красивая полоска асфальта.
У Формулы-1 и FIA есть строгие правила относительно того, на каких трассах могут проводиться Гран-при, и для того, чтобы пройти квалификацию, они должны быть классифицированы как 1-й уровень. Это высший уровень семиуровневой системы FIA, которая охватывает все: от дрэг-стрипов до этапов ралли.
Система оценок FIA устанавливает правила и требования для различных объектов, каждый из которых охватывает различные аспекты безопасности или характеристики трассы. На объектах класса 1 все это сделано с целью сделать трассу безопасной для автомобилей с соотношением мощности и веса менее 1 л.с./кг.
Требования к компоновке трассы FIA Grade 1.
У FIA есть набор основных требований, которым трасса должна соответствовать, чтобы быть отнесена к категории 1, но, что важно, некоторые из них применимы только к вновь построенным объектам.
Во-первых, сама трасса должна быть не менее 3,5 км и не более 7 км в общей сложности. FIA также требует, чтобы не было прямых длиной более 2 км. Баку и его прямая длиной 2,2 км являются редким исключением из этого правила.
Длина Бакинской прямой составляет более 2 км.
Фото: Полина Балет – Формула 1
Следующие большие требования касаются ширины различных трасс, чтобы асфальт был достаточно широким, чтобы автомобили могли легко проезжать, не натыкаясь на стены, траву или гравийные ловушки. FIA требует, чтобы ширина трассы была не менее 12 метров, хотя временные уличные трассы, такие как Монако, получают исключение из этого правила. В княжестве средняя ширина трассы на круге составляет около 10 метров, что заставляет некоторых критиков утверждать, что она не подходит для современных автомобилей Формулы-1 шириной два метра.
Старт гонки также должен соответствовать нескольким параметрам: ширина сетки должна быть не менее 15 метров, а линия старта должна располагаться «предпочтительно» в 250 метрах от первого поворота. Точки на сетке должны быть расположены на расстоянии 6 м друг от друга, хотя для Ф1 это расстояние возрастает до 8 м, а первый поворот должен обеспечивать изменение направления не менее 45 градусов и иметь радиус менее 300 м.
Существуют также правила в отношении пит-лейна, который должен быть шириной не менее 12 метров и примыкать к прямой старт-финиш. Точки входа и выхода из ямы не могут мешать гоночной трассе, поэтому автомобили не сталкиваются при выходе на трассу.
Другие правила охватывают уклон трассы, который не может превышать 2% на стартовой/финишной прямой, а любой крен на трассе не должен превышать 5,7 градуса – хотя из этого правила есть исключения для 3-го и 14-го поворотов в Зандворте.
Требования безопасности для трассы FIA Grade 1.
Правила, касающиеся трасс Формулы-1, применяются не только к планировке трассы: FIA также предъявляет строгие требования к безопасности трасс.
Требования к стоку и противоударному барьеру различаются в зависимости от цепи.
Фото: Зак Могер / LAT Images через Getty Images
Во-первых, существуют правила, касающиеся барьеров и требований к сходу для трасс 1-го уровня, которые отличаются от трасс более низкого уровня из-за более высоких скоростей автомобилей, которые мчатся по ним. Они варьируются от трассы к трассе и зависят от расположения поворотов и типов используемых водоотводов – будь то трава, гравий или длинная асфальтированная дорога, а также комбинация замедляющих полос, останавливающих барьеров и энергопоглощающих барьеров.
Помимо самой трассы, FIA также предъявляет строгие требования к медицинским учреждениям на ее территории. Начиная с 4-го класса и выше, медицинский центр должен быть постоянным местом работы трассы, а на соревнованиях высокого уровня, таких как Формула-1, в течение всего гоночного уикенда должно присутствовать как минимум два врача. На месте также должно быть как минимум два хирурга, способных лечить такие травмы, как ожоги, травмы позвоночника и сотрясения мозга.
Что касается технологий и оборудования, которые должны присутствовать в каждом медицинском центре, FIA требует такого оборудования, как аппараты искусственной вентиляции легких, пульсометры, источники кислорода, рентгеновские снимки, ультразвуковое оборудование и многое другое.
Каким еще правилам должны соответствовать трассы FIA Grade 1?
У FIA есть целый ряд других положений относительно типов трасс, на которых могут проводиться гонки Формулы-1. Существуют правила дренажа на прямых участках, чтобы избежать затопления площадок, в том числе вырезание рощ на асфальте для облегчения стока воды и наличие уклона до 1,7 градусов.
Существует также сложная формула для расчета количества автомобилей, которые могут ехать по трассе 1-го уровня, но в Формуле-1 есть свои правила относительно количества участников.
Рекламные щиты должны быть безопасными
Фото: Сэм Бэгналл / Motorsport Images
Кроме того, существуют правила относительно рекламного оборудования на гонках: FIA требует, чтобы рекламные щиты вокруг трассы были устойчивыми и безопасными и не мешали видимости водителям или официальным лицам. На поверхности трасс запрещено размещать рекламу, а любая реклама на участках схода не должна снижать сопротивление скольжению, которое замедляет автомобили в случае столкновения.
Наконец, когда дело доходит до болельщиков, FIA не имеет свода правил относительно вместимости или инфраструктуры, но требует, чтобы общественные места были доступны для болельщиков с ограниченными возможностями. Как минимум, FIA предлагает установить специальную смотровую площадку для зрителей с ограниченными возможностями, специальные туалеты, зарезервированные места для парковки и асфальтированные дорожки, по которым смогут передвигаться люди в инвалидных колясках.
Все трассы FIA Grade 1 по всему миру.
| Трассы 1-го класса в календаре Формулы-1 на 2025 год | Трасс 1-го класса нет в календаре Формулы-1 на 2025 год |
| Альберт-Парк, Австралия | Международная трасса Алгарве, Португалия |
| Шанхайский международный автодром, Китай | Трасса Бахрейн Оазис, Бахрейн |
| Сузука, Япония | Внешняя трасса Бахрейна, Бахрейн |
| Международная автодрома Бахрейна, Бахрейн | Трасса Бахрейн Паддок, Бахрейн |
| Трасса Джидды Корниш, Саудовская Аравия | Бахрейн «Эндюранс», Бахрейн |
| Международный автодром Майами, США | Трасса Поль Рикар, Франция |
| Имола, Италия | Трасса Гран-при Дубая, ОАЭ |
| Трасса Монако, Монако | Международная трасса Дубая, ОАЭ |
| Трасса Барселона-Каталония, Испания | Эшторил, Португалия |
| Трасса Жиля Вильнёва, Канада | Спидвей Фудзи, Япония |
| Ред Булл Ринг, Австрия | Хоккенхаймринг, Германия |
| Сильверстоун, Великобритания | Игора Драйв, Россия |
| Спа-Франкоршам, Бельгия | Гран-при Индианаполиса, США. |
| Хунгароринг, Венгрия | Стамбульский парк, Турция |
| Трасса Зандворт, Нидерланды | Херес, Испания |
| Национальный автодром Монцы, Италия | Корейская международная трасса, Южная Корея |
| Бакинская городская трасса, Азербайджан | Кувейт Мотор Таун, Кувейт |
| Трасса Марина-Бэй-стрит, Сингапур | Маньи-Кур, Франция |
| Трасса Америк, США | Московский гоночный трек, Россия |
| Автодром Херманос Родригес, Мексика | Моторленд Альканис, Испания |
| Автодром Хосе Карлоса Паче, Бразилия | Motorland Aragon Alcaniz — Аэротест, Испания |
| Уличная трасса Лас-Вегас-Стрип, США | Motorland Aragon Alcaniz – FIM, Испания |
| Международная трасса Лосаил, Катар | Motorland Aragon Alcaniz – Лонг, Испания |
| Трасса Яс Марина, Абу-Даби | Муджелло, Италия |
| Международный автодром Будды, Индия | |
| Гран-при Нюрбургринга, Германия. |
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





