Ограничение расходов на участие в Формуле-1 снова стало новостью, поскольку руководящий орган чемпионата, FIA, опубликовал свои выводы на сезон 2024 года.
В нем говорилось, что все команды, а также производители силовых агрегатов выполнили требования, но Aston Martin допустила «процедурное нарушение» в отношении оформления документов.
Но уже был случай, когда команда нарушила его и получила за это наказание. Итак, вот все, что нужно знать об ограничении стоимости Формулы-1.
Каков предел затрат на Формулу-1?
Ограничение затрат Формулы-1 ограничивает сумму, которую команда может потратить на свои автомобили в течение определенного календарного года. Впервые он вступил в силу в 2021 году. Первоначальный план, разработанный еще до начала пандемии, предусматривал ограничение расходов на уровне 175 миллионов долларов. Но когда COVID-19 нанес ущерб сезону 2020 года и поставил некоторые команды в отчаянное финансовое положение, сумма была сокращена до 145 миллионов долларов, при этом планировалось дальнейшее сокращение на 5 миллионов долларов за сезон в 2022 и 2023 годах.
Потолок расходов на 2024 и 2025 годы был привязан к базовой цифре в 135 миллионов долларов с дополнительной надбавкой в 1,8 миллиона долларов на каждую гонку сверх базового количества в 21 Гран-при в сезоне. Календари из 24 гонок за оба года означают, что команды получат дополнительные 5,4 миллиона долларов на расходы. Сумма в 135 миллионов долларов также подлежит индексации с учетом инфляции.
Почему у Формулы 1 есть ограничение на стоимость?
Некоторые команды раньше располагали огромными бюджетами, в то время как другие обходились относительно скромными суммами денег. Раньше это коррелировало с результативностью на трассе и делало практически невозможным для «более бедных» команд догнать соперников и соревноваться в них.
Шарль Леклер, Феррари, Льюис Хэмилтон, Феррари, Ландо Норрис, Макларен, Макс Ферстаппен, Red Bull Racing
Фото: Дэниел Карденас / Anadolu через Getty Images
Ограничение затрат было, прежде всего, давно назревшей попыткой уравнять правила игры, а также обеспечить выживание достаточного количества команд, чтобы составить сетку. Из-за изо всех сил пытаясь сохранить свет, многие команды с тех пор начали выходить на уровень безубыточности или даже зарабатывать деньги, в то время как их ценности стремительно растут по мере того, как они становятся ценными франшизами. После продажи доли в сентябре 2025 года McLaren была оценена в 4,1 миллиарда долларов, что является огромным ростом по сравнению с эпохой до ограничения затрат.
Что входит в ограничение затрат на участие в Формуле-1?
Любые расходы, связанные с производительностью автомобиля, но не двигателей, имеют значение для ограничения затрат. Это включает в себя:
- Все детали автомобиля (от руля до колесных гаек)
- Все элементы, необходимые для эксплуатации автомобиля
- Большая часть личного состава команды
- Гаражное оборудование
- Сохранено
- Транспортные расходы
- Все между
Наибольшее внимание уделяется затратам на разработку автомобилей: командам приходится взвешивать, что разрабатывается, сколько тратится на каждую произведенную деталь и сколько деталей необходимо и можно себе позволить без перерасхода.
Что не подпадает под ограничение стоимости Формулы-1?
Есть несколько дорогостоящих вещей, на которые не распространяется ограничение затрат, в том числе:
- Заработная плата водителей
- Заработная плата трех самых высокооплачиваемых сотрудников
- Транспортные расходы
- Расходы на маркетинг
- Имущество и судебные издержки
- Вступительные и лицензионные сборы
- Любая деятельность, не связанная с Формулой-1 или дорожным автомобилем.
- Оплата отпусков по уходу за ребенком и больничных
- Премии и медицинские льготы для сотрудников
В 2026 году и далее предел затрат будет увеличен со 135 миллионов долларов до 215 миллионов долларов, но вместо того, чтобы представлять собой чистое увеличение того, что команды могут потратить, этот шаг означает, что теперь будет включено гораздо больше статей, которые ранее были освобождены от налога.
Со следующего года базирующаяся в Швейцарии Sauber также получит компенсацию предельного уровня затрат на основе данных о зарплатах ОЭСР, чтобы учесть более высокие заработные платы и стоимость жизни в Швейцарии по сравнению с Великобританией и Италией, где базируются остальные команды.
С 2023 года на производителей силовых агрегатов Формулы-1 также распространяется ограничение затрат, чтобы держать под контролем затраты на разработку двигателей.
Каковы штрафы за нарушение ограничения затрат Формулы-1?
Ландо Норрис, McLaren, Макс Ферстаппен, Red Bull Racing
Фото: Сэм Блоксхэм / LAT Images через Getty Images
Помимо процессуальных правонарушений, связанных с отчетностью, существует четкая граница в отношении нарушений предела затрат: превышение установленной суммы на 5%. Ниже этой цифры официально определяется как «незначительный перерасход».
Если превысить эту цифру, команды окажутся на территории «существенного перерасхода». Но песок по обе стороны линии довольно размыт с точки зрения возможных наказаний. Расходы — это сложная область регулирования, если вникнуть в детали, поэтому правила были специально написаны так, чтобы предусматривать наказания в каждом конкретном случае.
Таким образом, широкий спектр возможных наказаний одинаков как за незначительные, так и за серьезные нарушения правил: вычет очков, исключение из гонок, штрафы и ограничения на испытания в аэродинамической трубе.
Но есть одно ключевое отличие, если вы перерасходовали более чем на 5%: вас могут выгнать со всего чемпионата мира.
Что происходит, когда команда Формулы-1 нарушает ограничение затрат?
Файлы Формулы-1 будут изучены администрацией ограничения затрат, которая проведет очень тщательную проверку отчетной документации команд, а затем в случае успеха выдаст им сертификат. Из-за огромной сложности финансовых правил Формулы-1 и усилий команд по бухгалтерскому учету, направленных на то, чтобы заработать каждый доллар, не нарушая правил, этот процесс может занять очень много времени, как это было в 2024 году.
Согласно правилам FIA: «У CCA есть несколько вариантов действий в случае предполагаемого нарушения Финансовых правил.
Лэнс Стролл, Aston Martin Racing, Фернандо Алонсо, Aston Martin Racing
Фото: Сэм Бэгналл / Sutton Images через Getty Images
«Он может заключить, когда сочтет это целесообразным, соглашение, называемое «Соглашение о принятом нарушении», с соответствующей командой F1 или производителем PU в случае процедурного нарушения или незначительного нарушения перерасхода, или, если соглашение не может быть достигнуто или CCA считает это более целесообразным, он может передать дело в комиссию по рассмотрению пределов затрат. В случае предполагаемого серьезного нарушения перерасхода CCA должен передать дело в комиссию по рассмотрению пределов затрат.
«Комиссия по определению предела затрат состоит из 12 судей, избираемых Генеральной ассамблеей FIA… из кандидатов, предложенных либо спортивными ассоциациями-членами FIA, имеющими право голоса, либо группой из не менее пяти команд Формулы-1, либо группой из не менее трех производителей PU».
Какие команды Формулы-1 нарушили ограничение затрат?
Ранее был только один случай, когда команда Формулы-1 вообще не смогла уложиться в лимит затрат, и это был Red Bull в 2021 году, поскольку он перерасходовал на 5%. В связи с этим компания Red Bull была оштрафована на 7 миллионов долларов и получила 10% скидку на испытания в аэродинамической трубе и CFD.
Совсем недавно Aston Martin был признан виновным в «процедурном нарушении» лимита актерского состава на 2024 год, поскольку его документы были подписаны слишком поздно. Сама команда не нарушила фактический лимит, поэтому ей был назначен небольшой административный сбор, а не штраф.
Что касается силовых агрегатов, двумя сторонами, совершившими процессуальные нарушения, были Renault и Honda в 2023 году, которые обе согласились на ABA в рамках подачи заявок на ограничение стоимости силовых агрегатов. В 2024 году все поставщики силовых агрегатов Формулы-1 — Mercedes, Ferrari, Honda, Renault и Audi — были признаны соответствующими требованиям.
Мы хотим услышать ваше мнение!
Дайте нам знать, что вы хотели бы видеть от нас в будущем.
— Команда Autosport.com





